Так протестовали в Ивано-Франковской области. Фото с сайта www.kurs.if.ua
Президент Украины Петр Порошенко назначил заседание Совета нацбезопасности и обороны (СНБО). В повестке дня два вопроса – работа банков с российским капиталом и ситуация, связанная с железнодорожной блокадой Донбасса. Там был разрушен один из опорных пунктов участников блокады. После чего в Западной Украине и в Киеве начались акции протеста. Радикалы подозревают власть в сговоре с «оккупантами и террористами».
Участников блокады железнодорожных перевозок между украинской территорией и ДНР/ЛНР поддержали две парламентские партии – «Батькивщина» Юлии Тимошенко и «Самопомощь» львовского мэра Андрея Садового.
Правящая коалиция в составе «Блока Петра Порошенко» и «Народного фронта» Арсения Яценюка выступила против блокады. «Оппозиционный блок» потребовал от власти принять законные меры, чтобы разблокировать сообщение.
Украинские СМИ сообщили о подготовке ряда националистических и радикальных организаций к объединению. На этой неделе ожидается официальное объявление о формате, целях и планах этого лагеря. Частично требования к власти уже были озвучены. Они сводятся к разрыву всех торговых связей с РФ и республиками Донбасса, закрытию работающих в Украине банков и предприятий с российским капиталом, а также проведению внутренних реформ в стране.
В минувшие выходные радикалы провели предупредительные акции в виде атаки на здания банков с российским капиталом. Пострадали 26 отделений Сбербанка. В ночь на понедельник были залиты монтажной пеной десятки банкоматов, а утром люди в камуфляже стали возводить стену из бетонных блоков у входа в центральный офис Сбербанка на улице Владимирской в Киеве. На этой же улице, кстати, находится здание СБУ. Полиция радикалам не мешала, наблюдая за ситуацией со стороны. К вечеру они завалили мешками с песком въезд на внутреннюю территорию банка. Сотрудников из здания выпустили, но вчера утром не пустили на рабочие места.
Власть до сегодняшнего дня не предпринимала никаких активных действий, чтобы не обострить ситуацию. С вечера понедельника на майдане в Киеве снова стали собираться люди на акцию протеста. На вчерашний вечер в центре столицы было назначено народное вече. Причиной послужила атака силовиков на так называемый редут блокады Донбасса в районе железнодорожной станции Кривой Торец в Донецкой области. В понедельник вечером там были задержаны 43 человека.
По словам социологов, большинство украинцев поддерживают блокаду ДНР и ЛНР. «Во-первых, люди не слышат от власти каких-то реальных планов ни по прекращению войны, ни по будущему отношений Украины с Донбассом. Во-вторых, выяснилось, что за общими словами о внешней агрессии скрывается и процветает торговля с теми, кого политики называют врагом. А кто же торгует, спрашивается? Не те ли, кто выступает против блокады?» – сказал «НГ» один из экспертов.
Когда о ситуации стало известно, в Западной Украине начались акции протеста. К ночи понедельника появилась информация о том, что люди захватили здания областных госадминистраций в Луцке (Волынская обл.) и в Черновцах. В Виннице началась акция протеста у здания областного СБУ, а в Киеве до тысячи людей собрались на майдане. К утру всех задержанных отпустили. Многим из них грозит уголовная статья за хранение оружия и боеприпасов. Поэтому ситуация себя еще не исчерпала.
Активист из Луцка Константин Зинкевич уточнил в соцсети, что захвата обладминистрации не было: «Просто активные люди Волыни отреагировали на силовой разгон блокадников на востоке. Здесь есть и глава обладминистрации, и глава полиции, и СБУ. Готовится текст требований к президенту и Верховной раде… Эта реакция общества Волыни – на опережение, чтобы действительно власть не наделала беды». Директор департамента коммуникаций МВД Артем Шевченко подтвердил, что полиция не расценивает ситуацию в Западной Украине как захват органов власти, а поэтому не собирается применять силу к участникам акций. Он пояснил: «Вообще помещения облсоветов принадлежат местным территориальным общинам, поэтому они имеют полное право туда заходить и делать там все, что не противоречит закону, в частности общаться с руководителями облсоветов».
Облсоветы в Украине – избираемые органы власти, а облгосадминистрации во главе с губернаторами назначаются из Киева. Местные депутаты не только в западноукраинских областях поддерживают участников блокады. Вчера днем были запланированы экстренные заседания Волынского и Черновицкого облсоветов – ожидались решения в форме требований к центральной власти. Но губернаторы пытаются смягчить ситуацию. Так, агентство УНИАН сообщило, что глава Волынской облгосадминистрации Владимир Гунчик, встретившись с участниками акций протеста ночью, попытался их убедить в незаконности блокады, но при этом осудил действия силовиков. И на всякий случай присягнул на верность президенту: «Я с Порошенко был, есть и буду. Нравится вам это или не нравится. И в гроб с ним лягу».
Вчера в областях встал вопрос о смене губернаторов, а также о необходимости поправок в законодательство, которые позволили бы местным общинам избирать руководство не только законодательной, но и исполнительной власти. Это – вопрос конституционной реформы, которую в Киеве откладывали.
Сейчас ситуация в Верховной раде, как показало вчерашнее заседание, не способствует тому, чтобы можно было собрать большинство в 300 голосов для внесения поправок в Конституцию. Ситуация вокруг блокады Донбасса усилила раскол между парламентскими политическими силами. Лидер фракции «Народный фронт» Максим Бурбак поддержал действия силовиков, отметив, что участниками блокады управляют некие политики, стремящиеся дестабилизировать ситуацию в Украине. Это то, о чем мечтают в России, убежден он. Коллегу поддержал представитель президента в Верховной раде Артур Герасимов. По его мнению, блокада «на руку террористам и захватчикам», а события в Западной Украине свидетельствуют, что «кто-то очень хочет открыть внутренний фронт и раскачать ситуацию». Он тоже пришел к выводу, что «это выгодно агрессору». Представители власти говорили о необходимости стабильности, экономического роста, о рабочих местах и уровне жизни…
Эксперт Сергей Дацюк считает, что ситуация с блокадой показала, что в Украине предпринимаются попытки возродить полицейское государство и перейти к режиму «олигархически-криминальной диктатуры». Против этого выступает общество.
Но ситуация приводит к усилению позиций радикальных сил, которые ранее не пользовались массовой поддержкой. Именно они сейчас пытаются диктовать повестку дня власти. В частности, речь идет о деятельности банков и предприятий с российским капиталом. Это вопрос, который сегодня по требованию улицы (и по предложению близкого к экс-премьеру Яценюку главы МВД Арсена Авакова) будет рассматривать Совет нацбезопасности и обороны.
В Украине на сегодня работают три крупных банка с российским капиталом – Сбербанк России, Проминвестбанк, ВТБ Банк. Кроме того, в прессе упоминаются несколько небольших банков: БМ Банк, VS Банк, «Форвард». Российским банком в Украине называют также Альфа-Банк – на том основании, что среди его акционеров есть граждане РФ. Но эксперты отмечают, что россияне есть и в списках акционеров украинских банков. На долю банков с российским капиталом сейчас приходится примерно 10% банковского сектора Украины. Это много, если говорить о последствиях, которые может иметь атака на эти банки.
Экономист Киевского центра политических исследований и конфликтологии Александр Кошик сказал «НГ», что речь может идти о стабильности не только банковской системы Украины, но и о последствиях для всей экономики в целом. Он пояснил, что в Украине еще до конца не проявились негативные тенденции, связанные с недавней национализацией крупнейшего Приватбанка, а также с повышением минимальных зарплат. В стране увеличивается скрытая безработица и зреет новый скачок инфляции: «Атака на банки с российским капиталом может стать ударом по всей экономике в целом. Ведь речь идет не о российских банках, а об украинских – в них находятся депозиты и кредиты миллионов украинских граждан». Кошик обратил внимание, что за весь прошлый год 2/3 прямых иностранных инвестиций, поступивших в Украину (2 из около 3 млрд долл.), составили средства, направленные материнскими структурами на докапитализацию украинских дочерних банков.
Вчера МИД РФ прокомментировал ситуацию: «Риторический вопрос – а кому, собственно, мешают успешно работающие банки, являющиеся украинскими юридическими лицами, зарегистрированными в полном соответствии с украинским законодательством, имеющие весомую долю в национальной банковской системе? Не будет ли создание проблем для этих банков «выстрелом себе в ногу» нынешней украинской власти?»
Киев