Белорусской оппозиции, выходящей на акции протеста, напомнили: всему есть предел. Фото с сайта www.tut.by
Президент Белоруссии Александр Лукашенко объявил, что сбор с граждан, признанных «тунеядцами» по итогам 2016 года, взиматься не будет, чем очень удивил местных наблюдателей. Эксперты не сомневаются – власть испугалась акций протеста и грозных намеков из-за океана. При этом глава государства предупредил, что «майдана в Беларуси не будет».
«В 2016 году определенное количество (это тысячи людей), не оспаривая, внесли платежи. Сегодня я снимаю требование, чтобы все, кого мы вычленим за первый квартал, платили эти деньги. Не будем за 2016 год взимать эти деньги с тех, кто должен платить. А те, кто заплатил, те в 2017-м не будут платить. Если они будут работать в 2017 году, мы должны по их требованию вернуть эти деньги», – распорядился Лукашенко вчера во время совещания по актуальным вопросам развития страны.
Лукашенко упрекнул чиновников в отвратительном и безответственном исполнении декрета. Признал, что на уличные акции протеста вышли действительно обиженные властью люди. «Те, кто сегодня по 200–500 человек выходит на улицы и начинает кричать, это ведь не те тунеядцы, которые действительно тунеядцы. Это в основном те люди, которые обижены, которым мы ни с того ни с сего послали эти извещения», – сказал он.
При этом президент уточнил, что речь совершенно не идет об отмене самого декрета. «В течение марта, если нужно, нам надо подкорректировать этот декрет, но декрет отменяться не будет. Передайте, прежде всего чиновникам, что он будет исполняться с теми корректировками, о которых я сказал», – уточнил глава белорусского государства. Он распорядился отделить «настоящих» тунеядцев от «ненастоящих» на уровне местных властей, и уже в 2018 году выставить счета тем, кто действительно не хочет работать. «У вас там должны быть эти списки бездельников, которых надо заставить работать, а честных людей не надо было трогать вообще. Мы не должны обижать людей, особенно в это время», – поставил президент если не точку, то хорошую запятую в истории скандального декрета «О предупреждении социального иждивенчества», который обложил налогом безработных.
Ранее местные эксперты прогнозировали, что власть попытается спустить этот одиозный документ на тормозах, чтобы погасить волну протестов в условиях неприемлемости привычной репрессивной меры воздействия. Беларусь остро нуждается в деньгах, и портить отношения с Западом, который этого не одобрит, сейчас вовсе не с руки.
Однако на прошлой неделе в эфире главного госканала был показан пропагандистский фильм «Звонок другу», где в своей привычной манере грубой манипуляции власти попытались обвинить оппозицию в «раскачивании лодки за деньги то ли украинских бизнесменов, то ли еще кого-то. Фильм оказался настолько плохо сделанным и неубедительным, что разбить в пух и прах его слабую аргументацию не составило труда. В подтасовке фактов и мнений авторов фильма обвинили даже украинские политологи, которых там цитировали. Фильм своим содержанием явно угрожает уже наладившимся отношениям Минска и Киева, поскольку возвращает тезис: «Будете выходить на улицы, получите майдан».
Тем не менее экспертов удивило не это – нынешняя белорусская власть не отличалась чистоплотностью никогда. «Чахоточная белорусская политическая оттепель может вот-вот быть свернута», – оценил произошедшее политический аналитик Александр Класковский. По его мнению, «грубая пропагандистская поделка «Звонок другу» «четко обозначила... пределы заигрывания с национально сознательной частью общества». «Когда наверху чуют опасность, игры в либерализацию и диалог быстро сворачиваются. Получайте сапогом в морду», – рассуждал эксперт.
Сейчас же очевидно, что власть фактически дала задний ход, а все эти рассказы про 2018 год – не более чем попытка сохранить лицо, полагают местные наблюдатели. Вероятность того, что за это время удастся как-то спустить его на тормозах, очень велика. Главное в данный момент – остановить протестные движения.
Интересно, что в эти же дни был опубликован доклад Госдепа США о соблюдении прав человека в 2016 году. Документ подписан уже новой администрацией Белого дома и нарушения прав человека в Белоруссии занимают в нем 56 страниц. Ни о каком изменении в сторону демократизации белорусского режима там речь не идет. В докладе отмечается, что граждан страны преследуют за критику власти и участие в акциях протеста, судебная система не является независимой, а силовые структуры превышают свои полномочия. В стране нарушаются гражданские права и свободы, включая свободу слова, печати, собраний, ассоциаций и религии и др.
Разумеется, доклад был подготовлен ранее и не является реакцией на последние события в Белоруссии. Однако его содержание – четкий сигнал новой администрации США, что официальному Минску рано расслабляться, за океаном в перевоспитание Лукашенко еще не поверили. Едва ли стоит возвращаться в этой ситуации к прежней практике брутальных репрессий, если официальный Минск хочет западных кредитов и инвестиций.
Эксперты говорят о непростом выборе для Лукашенко – удержать власть и изображать демократа. Вчера белорусский президент в очередной раз попытался балансировать между демократией и диктатурой. «Мы не против шествий, демонстраций… Людям для выражения своих мнений также должно быть отведено свое место, как в развитых странах Запада. Пусть туда приходят и выражают собственное мнение», – распорядился демократ Лукашенко. «Пресекать всякие попытки» и, «как изюм из булки, повыковыривать провокаторов», приказал «последний диктатор Европы». Никаких политических лозунгов выдвигать белорусы не имеют права, следовало из его слов. По словам Лукашенко, оппозиция, которая сейчас подбивает «тунеядцев» к протестам, использует их в качестве «пушечного мяса». Наши «майданутые», обозвал он политическую оппозицию. «Они найдут 10–20 профессионалов, которые в Киеве открыли стрельбу, а когда прольется кровь, тогда уже беда. Поэтому работать надо на предупреждение», – предупредил он население, чтобы ему неповадно было слушать оппозицию и требовать не только «чарку и шкварку», но и демократию и смену власти. «Майдана в Беларуси не будет», – заявил Лукашенко.
Минск