В Конотопе (Сумская область) установлен очередной пост для блокирования железнодорожного сообщения с ДНР. Фото со страницы Штаба блокады торговли с оккупантами в Facebook
Со вчерашнего дня в Украине начали подготовку к блокаде железнодорожного сообщения с Россией. Люди, называющие себя бывшими участниками антитеррористической операции, вечером в субботу установили свой пост в Конотопе. Поддерживающие их депутаты Верховной рады сообщили, что в течение марта могут быть заблокированы все восемь основных железнодорожных веток.
Штаб блокады выступил с заявлением в соцсети: «Через Конотоп (Сумская обл.) проходит одна из основных магистралей торговли со страной-оккупантом – Российской Федерацией. На товарной станции Конотопа было обнаружено несколько поездов из Российской Федерации…»
Штаб уточнил, что в течение месяца планируется «взять под эффективный украинский контроль все восемь основных железнодорожных пограничных переходов» между Украиной и РФ.
В то же время участники железнодорожной блокады заявили, что не собираются разблокировать сообщение между Украиной и неподконтрольными Киеву районами Донбасса. Движение поездов по трем веткам (две в Луганской области и одна в Донецкой области) было остановлено в течение двух недель, с 25 января по 10 февраля. А 4 марта в украинских СМИ появилось сообщение – со ссылкой на администрацию украинского железнодорожного транспорта – о том, что одну ветку разблокировали. Локомотив и 57 пустых вагонов направились с украинской территории в ЛНР для загрузки углем. В то же время штаб блокады заявил: «Информация, распространяемая в отдельных СМИ, о том, что через редут «Богдан» в районе Горное-Золотое якобы началось движение поездов с углем… не соответствует действительности».
С другой стороны, глава ДНР Александр Захарченко накануне выходных заявил, что поскольку украинская власть не приняла меры, чтобы разблокировать железнодорожные перевозки, теперь республики устроят блокаду со своей стороны. По мнению Захарченко, это приведет к столь значительному экономическому ущербу для Украины, что государство просуществует «максимум 60 дней». При этом в ДНР и ЛНР с 1 марта приступили к введению внешнего управления на предприятиях, которые принадлежат украинским собственникам, зарегистрированы и платят налоги в Украине.
В Киеве считают, что за воинственной риторикой Захарченко скрывается желание поскорее национализировать стратегические предприятия. Но при этом власть не отрицает, что блокада наносит ущерб экономическим интересам государства. Премьер-министр Владимир Гройсман заявил: «То, что происходит с блокадой, – это в интересах Российской Федерации... Речь идет о том, что наш уголь, украинский, который закупался за гривны и с которого платились налоги в Украине, надо запретить, а покупать в России. Это диверсия против нашего государства».
Большинство украинских тепловых электростанций (производят треть электроэнергии и обеспечивают дома теплом) работают на антраците. По словам украинских чиновников, заменить донбасские поставки можно только российскими, но цена угля будет выше, а политические проблемы, которые стали причиной блокады, не решатся.
Кроме того, в неподконтрольных Киеву районах Донбасса добывают кокс, из которого производится сырье для металлургических комбинатов. По обе стороны от линии разграничения работают и коксохимические заводы, и меткомбинаты, связанные между собой инфрастуктурой и технологическими цепочками. Отсутствие поставок, по оценкам украинской стороны, приведет к недополучению нескольких миллиардов долларов валютной выручки. «Это негативно скажется на стабильности курса национальной валюты», – отметил политический эксперт Тарас Чорновил. Он обратил внимание, что блокада Донбасса, начинавшаяся как инициатива бывших участников АТО, с присоединением к ней депутатов от львовской партии «Самопомощь» стала «политической акцией оппозиционной парламентской партии, а это означает, что никто не рискнет ее разогнать». На этом фоне Россия резко повысила цену на кокс, сказал эксперт: «Далее у нас резко вырастет себестоимость металла, упадет конкурентоспособность – кто займет украинскую нишу?» Из этой цепочки заключений Чорновил сделал вывод, что участники блокады действуют в интересах России.
На стороне «Самопомощи» в этом вопросе – партия «Батькивщина». Юлия Тимошенко, выступая в феврале с парламентской трибуны, призвала украинцев поддержать участников блокады, которых она назвала героями. Тимошенко заявила, что власть прикрывается патриотическими лозунгами, но на деле реализует тайные договоренности. В качестве примера она привела данные Стокгольмского института исследования проблем мира, согласно которым Украина в 2016 году экспортировала в Россию продукцию военного назначения на 169 млн долл. Тимошенко подчеркнула, что «это на 72% больше, чем во времена Януковича».
В то же время участники блокады железнодорожного сообщения с неподконтрольными районами Донбасса стали заявлять, что они готовятся заблокировать торговлю с РФ. Собираются перекрывать пути для товарных поездов. Сейчас они начали действовать. Депутат от «Самопомощи» Семен Семенченко, находившийся в Конотопе, обратился к президенту Порошенко через социальную сеть: «Оказывается, уголь из России идет полным ходом. И уже давно. И сжиженный газ на ваши (президент Петр Порошенко. – «НГ») с Кононенко (депутат Верховной рады Игорь Кононенко, которого называют бизнес-партнером президента и серым кардиналом в команде Порошенко. – «НГ») фирмы идет полным ходом. И еще много чего…» Обращаясь к рядовым украинцам, Семенченко написал: «Ваши слуги (власть. – «НГ») говорили по телевизору, что перекрыть грузопоток через 400 км неконтролируемой границы в Донецкой и Луганской областях нереально. Ветераны войны за независимость перекрыли за две недели. Теперь пришла очередь… торговли с Россией».
Депутат от «Блока Петра Порошенко» Алексей Гончаренко обратился в СБУ с официальным запросом о том, существует ли связь между блокадой, национализацией украинских предприятий в ДНР и ЛНР, информацией о передаче этих предприятий в подчинение Сергею Курченко (олигарху времен Виктора Януковича, сбежавшему из Украины в 2014 году). Кроме того, Гончаренко попросил выяснить, есть ли связи между разыскиваемым Украиной Курченко и лидером партии «Самопомощь», мэром Львова Андреем Садовым, а также депутатами от этой партии, поддержавшими блокаду железнодорожного сообщения с Донбассом.
Садовый назвал абсурдной идею о том, что он лично организовал блокаду Донбасса. Но при этом предостерег власть от попыток решить вопрос силой: «Нет ничего хуже, чем силовой конфликт между украинцами у линии фронта». Садовый призвал и правительство, и участников блокады вернуться к переговорам.
Гройсман уже пытался договориться с теми, кто заблокировал железнодорожное сообщение. О содержании разговора в ходе двух встреч не сообщалось. Но в конце февраля участники блокады отказались продолжать диалог. Их штаб выступил с заявлением, в котором говорилось, что у команды Порошенко, глав непризнанных ДНР и ЛНР, а также российских чиновников совпадают аргументы против блокады. На этом основании штаб сделал вывод о сговоре и отказался разговаривать с «предателями национальных интересов».
Пока в Киеве спорят, кто же настоящий предатель, ситуация остается неопределенной. Политолог Михаил Погребинский считает, что власть упустила момент для силового решения проблемы. По его информации, западные партнеры настойчиво советовали Киеву начать переговоры с участниками блокады. Тем временем ситуация вышла на новый уровень. «Теперь блокирование – лишь повод для атаки на президента. Уверен, что сейчас не только Тимошенко, Коломойский и «еврооптимисты» (прозападные депутаты Верховной рады. – «НГ»), но даже часть его команды с удовольствием в сторонке потирают руки, ожидая момента, когда можно будет открыто выступить против шефа, воспользовавшись его слабостью и энергией национал-радикалов, никогда не доверявших Порошенко», – написал Погребинский на сайте Киевского центра политических исследований и конфликтологии. Погребинский считает, что блокада объединила радикалов и что в этом – «главная опасность для власти».
Философ, политический эксперт Сергей Дацюк считает, что противостояние намечается не по линии власть–радикалы, а между властью и обществом вообще. И что причина – в невозможности выполнить Минские соглашения и отсутствии реализуемой стратегии действий. «Когда минский процесс зашел в тупик, украинская власть продолжала говорить, что альтернативы Минским договоренностям нет. И с лета 2016 года стало прослеживаться противостояние двух стратегий. Первая – это минская стратегия поглощения Украиной оккупированного Донбасса. Вторая – общественная стратегия дистанцирования от оккупированного Донбасса, его политической изоляции и экономической блокады». Те, кто поддерживает второй вариант, считают, что Украине нужно сосредоточиться на реформах, а также деолигархизации и люстрации власти. Говоря о блокаде и ее последствиях, эксперт отметил: «Да, все это очень болезненно для Украины. Но особенно болезненно для украинской олигархической власти, которая неспособна к стратегическим инициативам, и для украинских олигархов, которые делают все для того, чтобы контрабанда на крови продолжалась».
В Киеве все чаще задают власти вопрос о стратегии по Донбассу, Крыму, украинско-российским межгосударственным отношениям. Ответа на эти вопросы пока нет. Правительство, собравшееся на прошлой неделе из-за кризисной ситуации, связанной с блокадой, обнародовало информацию о решении урегулировать торговлю. Однако на участников блокады это не повлияло. Журналист Алексей Братущак отметил в своем блоге, что порядок ввоза и вывоза товаров из района проведения АТО более года тому назад был утвержден Антитеррористическим центром СБУ. «Что-то мне подсказывает, что правительство взяло документы СБУ – и просто проголосовало за них. То есть принципиально ничего не изменилось», – отметил он. Братущак обратил внимание, что, пока правительство принимало решение, ситуация уже изменилась, поскольку в ДНР и ЛНР ввели внешнее управление на украинских предприятиях. «Если еще вчера торговали с Ахметовым (основным владельцем предприятий на неподконтрольной Киеву части Донбасса. – «НГ»), то сегодня эти предприятия отобрали боевики Захарченко… Мы и дальше будем торговать с предприятиями, которые «национализированы» ДНР и полностью подконтрольны боевикам? Интересно, когда правительство отреагирует на это новое обстоятельство» – написал он.
Журналист отметил, что Киев с опозданием реагирует на ситуацию. «А что касается блокады, то – да, она вредит украинской экономике».
Киев