Глава МИД Украины Павел Климкин будет участвовать во встрече в «нормандском формате». Фото Reuters |
В конце этой недели в Германии состоятся встреча глав МИД стран «нормандской четверки» и отдельные переговоры российского министра Сергея Лаврова с новым госсекретарем США Рексом Тиллерсоном. Стороны в очередной раз попытаются договориться об алгоритме выполнения Минских соглашений, подписанных ровно два года назад. В Киеве не отказались от главного условия: вначале должны быть выполнены все пункты, связанные с безопасностью, затем Верховная рада приступит к голосованию за законы о политическом урегулировании.
Украинская делегация, судя по заявлениям, попытается убедить западных лидеров, что в Донбассе третий год длится не внутренний конфликт, а война, спровоцированная РФ.
МИД Украины, анонсируя поездку министра Павла Климкина, отметил, что главная задача украинской делегации – добиться, чтобы Россия выполняла Минские соглашения в части безопасности в Донбассе.
Вопрос в том, что Россия не упоминается в Минских соглашениях как сторона, обязанная выполнять какие-либо пункты. Поэтому эксперты в Киеве прогнозируют, что встреча «нормандской четверки» не приведет к выполнимым договоренностям. Ведь у сторон нет даже единого мнения относительно того, кто является настоящим участником конфликта и каковы его причины. В Москве считают, что ДНР и ЛНР борются за особый статус, позволяющий проводить независимую политику. В Киеве говорят о том, что Россия инициировала конфликт в Донбассе, чтобы таким образом получить контроль над Украиной.
Руководствуясь такой логикой, украинская сторона считает невозможным выполнение политических пунктов Минских соглашений до тех пор, пока не будут выполнены все пункты, связанные с обеспечением безопасности. На таком фоне в Киеве ожидают не столько решений «нормандской четверки», сколько определения позиции США относительно конфликта в Украине. Источник «НГ» неофициально сказал, что команда Порошенко по дипломатическим каналам стремится убедить новую американскую администрацию в правильности своей позиции. «После встречи Порошенко и Трампа (предварительно запланированной на конец февраля на полях заседания Совбеза ООН в Нью-Йорке. – «НГ») можно будет говорить о новых форматах переговоров. По крайней мере станет понятно, возможно ли переформатирование», – сказал источник.
Научный сотрудник Канадского института украинских исследований Тарас Кузьо считает, что украинская власть сама себе связала руки в вопросе урегулирования в Донбассе. В статье для «Газеты по-украински» он отметил, что команда Порошенко на юридическом уровне не признала ситуацию на востоке войной. Статус антитеррористической операции, по мнению эксперта, «позволяет Порошенко и его олигархическим союзникам продолжать зарабатывать на незаконной торговле с так называемыми ДНР, ЛНР и оккупированным Крымом, оправдывать свое нежелание проводить реформы…».
Ситуация вызывает недовольство рядовых украинцев и вносит раздор в ряды депутатов Верховной рады. В последние несколько недель на фоне заметного обострения ситуации в Донбассе и трагических событий в Авдеевке фракции украинского парламента вдруг вспомнили, что Украина является парламентско-президентской республикой, и внесли свои предложения по урегулированию. В публичной плоскости наиболее воинственно выступила лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко. Она потребовала от президентской команды официально признать войну войной (назвала нынешний статус АТО мошенничеством) и принять соответствующие решения: «Военное положение (в Донбассе. – «НГ») – это первый шаг к миру».
Подобной позиции придерживается фракция львовской партии «Самопомощь», которая на прошлой неделе презентовала в парламентских комитетах проект закона, согласно которому неподконтрольные районы Донбасса признаются «временно оккупированной территорией». Зампредседателя Верховной рады от «Самопомощи» Оксана Сыроид в ходе обсуждения законопроекта обратила внимание, что в документе содержится четкое определение: «Россия является оккупантом». Указаны пределы территорий, которые предлагается признать временно оккупированными, точно изложена вся хронология событий в регионе. Кроме того, предусмотрена система ограничений в торговле с регионом в порядке перемещения людей через линию разграничения, определены полномочия военно-гражданских администраций и особенности правового режима. Характеризуя этот проект, политический эксперт Тарас Чорновил сказал «НГ», что если он будет принят, то Украина фактически откажется от Донбасса, отрежет эту часть территории.
В «Оппозиционном блоке» тоже убеждены, что любые нынешние ограничения в будущем осложнят или сделают невозможной реинтеграцию Донбасса.
Все предложенные варианты, по мнению политологов, имеют один недостаток: они предусматривают только односторонние, украинские действия, но никак не могут ни регламентировать, ни предугадать действия ДНР и ЛНР или, например, России. Без согласия другой стороны конфликт урегулировать невозможно, а компромиссные варианты, которые предлагаются Украине, в Киеве считают неприемлемыми, отмечают эксперты.
Более двух лет переговоров об урегулировании, которые ведутся контактной группой в Минске и в рамках «нормандского формата», не только не привели к разрешению конфликта, но и обострили главные проблемы, написал в статье для «Зеркала недели» депутат Верховной рады, не входящий в состав партийных фракций, бывший губернатор Донецкой области Сергей Тарута. Он перечислил усложнившиеся за это время проблемы: отсутствие легитимного партнера по переговорам со стороны Донбасса; продолжающиеся военные действия; отсутствие доверия со стороны жителей Донбасса к украинской власти и со стороны украинцев к тем, кто живет в Донбассе.
Решать эти проблемы Тарута предлагает с учетом того, что РФ не признает себя стороной конфликта. Он отметил: «Мы не можем заставить Россию считать себя стороной конфликта. У нас нет для этого ни одного инструмента. Это опасная иллюзия. Но мировое сообщество, у которого такие инструменты есть, может оказать влияние на Россию (как постоянного члена Совета Безопасности ООН и как подписанта Будапештского меморандума. – «НГ») и убедить ее стать как стороной в выполнении этого плана (по урегулированию. – «НГ»), так и его гарантом».
Политик предложил свой план урегулирования под названием «Три основы: легитимность – безопасность – доверие». Он подчеркнул необходимость «ограничить права президента Украины на проведение переговоров по вопросам мирного урегулирования, восстановить главенствующую роль парламента в соответствующем переговорном процессе». Ранее Тарута критиковал команду президента за кадровый состав украинской делегации на переговорах по Донбассу.
Верховная рада, по мнению Таруты, должна назначить новый состав. И признать другой стороной переговоров (от имени Донбасса) «в качестве легитимных представителей оккупированных территорий последнюю из законно избранных в этих районах властей – тех, кого население избрало на выборах местных советов в 2010 году». Все избранные тогда депутаты для восстановления полномочий должны будут сейчас принести присягу на верность Украине. Параллельно парламенту следует принять специальный закон, определяющий полномочия и обязанности депутатов областных и местных советов в Донбассе.
Второй этап – безопасность. «Опыт трех лет конфликта доказал: без наличия третьей силы на линии разграничения сторон невозможно достигнуть устойчивого и долговременного прекращения военных действий. Предлагается воспользоваться существующим международным механизмом – введением в зону разделения сторон миротворческого контингента ООН», – написал Тарута.
Восстановить доверие, по мнению бывшего губернатора, можно в том случае, если Киев, признав легитимность избранных в 2010 году депутатов местных советов Донецкой и Луганской областей, передаст им полномочия и инструменты для обеспечения реинтеграции: «Для этого в распоряжение местных советов передаются бюджеты на образование, медицину и пенсионное обеспечение».
Руководитель Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала считает, что план Таруты вряд ли будет утвержден и реализован. Дело не только в позициях фракций Верховной рады, но и в настроении жителей Донбасса: «Мы не знаем, захотят ли они, чтобы их интересы сейчас представляли местные депутаты, избранные в 2010 году». Но даже если бы это произошло, урегулирование невозможно только путем диалога между украинской властью и представителями восточных областей. «Если бы в Донбассе действительно был бы внутренний конфликт, то урегулировать его можно было бы в диалоге с местными элитами. Но на нашей территории война. И проводить переговоры о мире нужно с агрессором, а не его марионетками», – считает Виталий Бала. Он отметил, что украинская власть в 2014 году совершила ошибку подменой понятий: «Были объективные, но в большей степени субъективные причины, по которым войну назвали АТО. А теперь мы расхлебываем результаты этой ошибки».
В сложившейся ситуации, по мнению политолога, нет надежды, что «нормандский формат» выработает эффективную стратегию урегулирования: «Конечно, все говорят, что нужен мир. Но не решен пока даже вопрос о том, кто и с кем должен договариваться об условиях этого мира. Каков сейчас статус России в «нормандской четверке»?.. Этот статус объясняется как раз тем, что в начале агрессии украинская власть не назвала войну войной».
Что касается предстоящей встречи Лаврова и Тиллерсона, то украинский политолог тоже не ожидает от нее каких-либо решений и подвижек в урегулировании: «Это будет первая встреча, так сказать, сверка часов. Ну, прояснят позиции, диагностируют реакции».
Киев