Несмотря на украинские морозы, встреча Владимира Гройсмана и Павла Филипа получилась теплой. Фото с официального сайта правительства Украины
Кишинев и Киев договорились координировать действия по урегулированию приднестровского конфликта. Об этом после встречи в Киеве сообщили премьер-министры Молдавии Павел Филип и Украины – Владимир Гройсман. Руководитель фонда «Украинская политика» Константин Бондаренко сказал «НГ», что стороны будут добиваться вывода из Приднестровья российских миротворцев, для чего Украина будет давить на Россию, запретив для них транзит по своей территории. А Молдавия закроет для голубых касок аэродром в Кишиневе.
Молдавский премьер Павел Филип накануне визита в Киев отметил, что Республика Молдова (РМ) настаивает на замене контингента российских войск гражданской миссией с международным мандатом. Также премьер сказал, что Кишинев высказывается за переход к обсуждению политических вопросов из так называемой третьей корзины. Это означает, что Молдавия хотела бы обсуждать с Приднестровьем политическую часть проблемы, в частности статус Приднестровья. Тирасполь это делать ранее отказывался, и переговоры по урегулированию приднестровского конфликта в формате «5+2» (Молдавия, Приднестровье – стороны, Россия, Украина, ОБСЕ – посредники, ЕС и США – наблюдатели) застывали на мертвой точке. Последние три года они были заморожены. Импульс им дала встреча нового молдавского президента Игоря Додона, который поехал в Тирасполь и встретился там с главой Приднестровья Вадимом Красносельским.
Впервые за много лет лидеры сторон остались довольны друг другом и договорились продолжить диалог. В администрации молдавского президента появился чиновник, ответственный за приднестровское направление. Им стал экс-министр реинтеграции Молдавии Василий Шова, хорошо знающий проблему и которого, что немаловажно, знают и принимают в Приднестровье. Однако в правительстве есть вице-премьер по реинтеграции Георге Балан. И, по словам председателя Народно-социалистической партии Молдавии Виктора Степанюка, это создает конкуренцию администрации президента и правительства. Степанюк отмечает, что приднестровская инициатива президента, основанная на идее создания федеративного государства, в которое вошло бы Приднестровье, не понравилась правительству и парламентскому большинству, которые отстаивают унитарный статус страны. Премьер и спикер парламента даже сделали по этому поводу специальное заявление, в котором не одобрили шагов, предпринятых Игорем Додоном в сторону Приднестровья. Особенно после того как эти шаги были одобрены в Москве во время визита туда молдавского президента.
Российские миротворцы четверть века сохраняют мир в Приднестровье. Фото с официального сайта Министерства обороны РФ |
Противники инициатив Додона делают акцент на то, что у президента по Конституции мало полномочий, так как Молдавия – парламентская республика. У Додона, отмечает молдавский политик Виктор Степанюк, рычагов фактически нет. Однако он может инициировать рассмотрение тех или иных вопросов парламентом или выносить их на референдум. Причина отсутствия взаимодействия правительства и президента в их ориентации: кабинет министров смотрит на Запад, Додон – в противоположную сторону. Изменить ситуацию могут парламентские выборы, которые должны состояться в будущем году. Если исходить из настроения населения сегодня, можно предположить, что Партия социалистов, которой до президентства руководил Игорь Додон, получит в нем большинство мест. «Пока же все, что касается Приднестровья, будет решаться в рамках формата «5+2», в котором участвуют более крупные игроки, чем Молдова и Украина. Это ЕС, США и Россия. От них, – считает Степанюк, – и будет зависеть будущее непризнанной республики».
Между тем руководитель фонда «Украинская политика» Константин Бондаренко смотрит на проблему иначе. По его мнению, Кишинев и Киев могут реально влиять на ситуацию в регионе. В частности, на пребывание в Приднестровье российских миротворцев. Бондаренко считает, что Киев может оказывать логистическое давление на Москву: транзит любых грузов через территорию Украины уже закрыт, но может быть ужесточен. В этом случае ротация миротворцев РФ будет осуществляться только через Кишиневский аэропорт, но там намерены возвращать новоприбывших обратно.
Правда, этот вопрос в свое время обсуждался на заседании межправкомиссии Молдавии и России в Москве, и там вроде договорились, что тормозить будут военных из Оперативной группы российских войск (ОГРВ), а миротворцам не будут мешать следовать к месту службы. Это обещал и президент Игорь Додон, но, как уже говорилось, не все рычаги в его руках.
Константин Бондаренко тем не менее полагает, что без России решить приднестровскую проблему невозможно: «Там стоят ее войска». Да и Приднестровье по отношению к Москве настроено позитивно. «Но можно найти иную формулу, которая подойдет всем. И искать ее должны Кишинев и Тирасполь. В последнее время намечается небольшое, но все же потепление в отношениях сторон, они идут на переговоры. Если это продолжится, то Кишинев и Тирасполь сами договорятся, в том числе и о миротворцах. Особенно если в Приднестровье будут уверены в том, что Молдавия не объединится с Румынией. Это для Тирасполя главное», – настаивает Константин Бондаренко.
Между тем премьер-министр Молдавии Павел Филип так высказался о проблеме: «Мы будем последовательно продвигать и далее наши усилия, направленные на безоговорочный вывод российских войск и вооружений с территории Молдовы и на преобразование нынешней миротворческой операции на Днестре в гражданскую миссию с международным мандатом. В качестве основополагающего аргумента будем настаивать на том, что присутствие иностранных войск на территории нашей страны противоречит Конституции Республики Молдова. Не менее важным является и подписанное на саммите ОБСЕ в Стамбуле в 1999 году Соглашения о выводе российских войск с территории Молдовы. Что касается текущей миротворческой миссии на Днестре, то мы убеждены, что свой мандат она давно выполнила».
Но как эвакуировать миротворцев РФ, которые находятся в Приднестровье в соответствии с Соглашением от 1992 года, подписанного президентами Молдавии и России? По условию документа, он может быть расторгнут, если из соглашения выйдет одна из сторон. Но, отметил Константин Бондаренко, если Молдавия односторонне выйдет из соглашения, за этим могут последовать столкновение сторон и даже военные действия. «Так что надо посмотреть, как будут развиваться отношения между Тирасполем и Кишиневом, может, они сами договорятся», – предположил украинский политолог.
Президент Петр Порошенко на встрече с премьер-министром Молдавии подчеркнул, что «только возвращение Украины и Молдовы в европейское пространство является условием мира и стабильности в регионе», но «существуют попытки извне повлиять на политику в Молдове и Украине».