Фото со страницы в Facebook
Вчера в Белоруссии начал действовать безвизовый пятидневный режим. За день до этого разгорелся белорусско-украинский дипломатический скандал, напрямую связанный с надежностью белорусских границ. Эксперты видят в нем российский след.
Скандал связан с именем украинского писателя Сергея Жадана, который 10 февраля приехал из Киева в Минск для участия в поэтическом фестивале «Стихи на асфальте». Как позже поэт рассказал журналистам, никаких проблем в момент пересечения границы у него не возникло, однако они неожиданно появились, когда он уже приехал в Минск и спокойно спал в гостинице. В гостиничный номер к нему зашли милиционеры и потребовали пройти с ними. Ночь Сергей Жадан провел в РУВД. С его слов, милиционеры сами не понимали, кто он.
«Наверное, думали, что я какой-то террорист, потому что держали руки возле оружия», – рассказал Сергей Жадан. Уже под утро ему наконец-то пояснили причину задержания – с 2015 года он находится в списке невъездных в Россию, а поскольку у стран – участниц Таможенного союза единая безвизовая зона, то автоматически он не имеет права въезжать в Белоруссию и Казахстан. Поэту поставили в паспорт штамп «запрещен въезд в Республику Беларусь» и обязали покинуть пределы страны в течение трех суток. К слову, Сергей Жадан утверждает, что не знал о том, что ему запрещен въезд в Россию и тем более Белоруссию.
О произошедшем с ним Сергей Жадан успел сообщить в социальной сети, и уже утром об этом «кричали» все белорусские негосударственные СМИ и украинские. В эти дни в Минске проходит книжная выставка, которую субботним утром посетил и министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей. На вопросы журналистов об инциденте глава МИДа ответил, что он «пока не в курсе». Однако МИД Украины заставил белорусских дипломатов вникнуть в эту ситуацию. На своем сайте ведомство сообщило, что белорусский посол в Киеве был вызван в МИД, где ему «выразили обеспокоенность». Из этого же сообщения следует, что между главами МИД двух стран состоялся телефонный разговор.
Никаких официальных комментариев белорусская сторона так и не представила. Более того, государственные СМИ также «не заметили» инцидента. От самого фигуранта журналисты узнали, что запрет ему аннулировали. Сергей Жадан доработал свою программу в Минске и покинул белорусскую столицу в субботу вечером, как и планировал.
Молчание официальных источников с лихвой компенсировалось комментариями аналитиков, экспертов и политически активной общественности. Причем если первую половину дня они все хором обвиняли официальный Минск в зависимости от России, то во второй едва ли не пели дифирамбы официальным властям. «Я думаю, что это все плохие знаки. Это знаки того, что Беларусь чего-то боится, перед кем-то заискивает, что она не самостоятельна», – заявила нобелевский лауреат писатель Светлана Алексиевич. Свои заявления на этот счет опубликовали оппозиционное движение «За свободу», Белорусская ассоциация журналистов, Белорусский ПЕН-центр, Союз белорусских писателей. «Дело даже не в самой ситуации, а в том, что Беларусь здесь выступает каким-то придатком России, ее частью, а не независимой страной. В России решили, что я террорист, и внесли в список. Беларусь, поскольку состоит в Союзном государстве, вынуждена слепо исполнять все причуды и глупости, которые исходят от России», – оценивал ситуацию сам фигурант событий.
Спустя пару часов местные интернет-СМИ запестрели заголовками типа «Отбили у путинских Жадана – отобьем от них и страну». Местные журналисты даже предположили, что это именно силами общественности удалось «отбить» украинского поэта «у белорусского режима».
Политологи, однако, имеют несколько иной взгляд на эту ситуацию. Более того, многие из них убеждены, что это был изначально срежиссированный спектакль. Один из аргументов – то, что украинский поэт уже приезжал в Белоруссию после того, как его фамилию внесли в список. Например, политолог Виталий Портников убежден, что фамилии Сергея Жадана вовсе не было в этом списке «запрещенных». «Потому что если эта фамилия есть – тебя просто не пускают на территорию Республики Беларусь. Как, кстати, уже не раз бывало с украинскими журналистами и правозащитниками», – говорит он. Эксперт полагает, что она там появилась уже после того, как неугодный литератор пересек границу. Причем по требованию российской стороны.
Такую точку зрения разделяет и политический обозреватель Юрий Дракохруст. Правда, он не исключает, что вдруг вспомнить, что Жадан в списке, могли и белорусские чиновники. По мнению эксперта, Россия могла инициировать скандал из-за старта безвизового режима в Белоруссии, официальный Минск – чтобы использовать как контрудар на введение Россией пограничных зон или для дальнейшего шантажа России в вопросах нефти и газа. «Скандал с запретом на въезд в Беларусь известному человеку вполне можно использовать как инструмент для того, чтобы добиться преимуществ в этом конфликте», – пишет Юрий Дракохруст в своем блоге. В ситуации он видит «политическую интригу и попытку дискредитации».
Он не исключает, что за инцидентом стоят силы в России, которые хотели заставить Минск придерживаться этого списка невъездных и тем самым продемонстрировать, что «Беларусь признала, что знает свое место». Минск, однако, показал другое – что не готов занимать «позорное место и быть зависимым от «причуд» России.
Минск