Организаторы блокады контролируют все подъезды к ДНР и ЛНР. Фото со страницы Семена Семенченко в Facebook |
В ДНР и ЛНР намерены обязать украинские предприятия заключать договоры с налоговыми органами республики. По украинским законам это равнозначно финансированию терроризма. Вопрос встал из-за торговой блокады территорий ДНР и ЛНР с украинской стороны. Официальный Киев выступил против блокады.
Донецк и Луганск, внося поправки в свое законодательство, заявляют: если Украина хочет получать донбасский уголь, то должна позволить своим предприятиям заключать договоры с налоговыми органами республик. И тем самым начать процесс признания ДНР и ЛНР. Группа депутатов Верховной рады от «Блока Петра Порошенко» призвала президента созвать экстренное заседание Совета нацбезопасности и обороны в связи с блокадой Донбасса.
Об этом сообщила представитель пропрезидентской фракции Татьяна Рычкова. Она сказала журналистам, что длящаяся третью неделю блокада поставила под угрозу энергетическую безопасность Украины. Из-за дефицита угля, поставлявшегося ранее из-за линии разграничения, могут остановиться многие украинские электростанции, обеспечивающие дома теплом и электроэнергией. «На Краматорской теплоэлектростанции угля осталось на 10 дней, на Славянской – на 10 дней, на Трипольской – на 14 (а она в Киев и Киевскую область поставляет тепло), на Змиевской – на 20 дней (это Харьков и область)…» – рассказала Рычкова журналистам в минувшие выходные. В целом ТЭС производят треть всего объема электроэнергии в Украине и почти полностью обеспечивают города отоплением.
Перебои с поставками угля начались с 25 января, когда группа людей, назвавшихся бывшими участниками украинской антитеррористической операции (АТО), перекрыла движение по железнодорожной ветке Луганск–Лисичанск–Попасная. На следующий день был заблокирован железнодорожный узел Светланово в Луганской области. В феврале участники блокады стали действовать и в Донецкой области: 2-го числа было заблокировано железнодорожное сообщение у Бахмута, 10-го – перекрыта ветка Ясиноватая–Константиновка (на станции Фенольная в районе Торецка).
Блокада была анонсирована в конце декабря прошлого года. Ее инициаторы пояснили, что не собираются наносить вред мирному населению по обе стороны линии разграничения. В их намерения входило прекращение торговли между Украиной и непризнанными республиками. Почти за три года войны были созданы непрозрачные бизнес-схемы, приносящие миллионы долларов прибыли людям, имеющим влияние на ситуацию вдоль линии разграничения. В Интернет попали фотографии железнодорожных составов, груженных углем, двигавшихся по направлению к контролируемой Киевом территории и перевозящих стройматериалы и другие товары в обратном направлении. Пока такая торговля будет выгодной, война в Донбассе не прекратится, пришли к выводу бывшие участники АТО.
В январе участники блокады решили требовать от Верховной рады на законодательном уровне прекратить подачу воды и электроэнергии в неподконтрольные районы. В ходе брифинга один из активистов, Валентин Лихолит, заявил: «С террористами нужно говорить силой, а не уговорами. Будем на государственном уровне добиваться, чтобы туда не шли электричество и вода. Это война. Люди, которые остались на оккупированных территориях, нас поймут». Но почти сразу же выяснилось, что существующая со времен СССР инфраструктура не позволяет отрезать от поставок только часть территории Донбасса. Поэтому идея не рассматривалась. Однако участники блокады обратили внимание на то, что после их заявлений ЛНР начала понемногу погашать Украине долги за поставки воды…
Официальный Киев выступил категорически против блокады. Звучали опасения, что жители неподконтрольных Украине районов Донбасса потеряют работу и вынуждены будут пойти воевать против ВСУ. Но главным аргументом стала необходимость поставок угля на украинские электростанции. По официальной украинской информации, из 24,5 млн т угля, который потребляют украинские тепловые электростанции, 9 млн т приходится на уголь антрацитовой группы, который добывается в Донбассе.
Премьер-министр Владимир Гройсман, выступая против блокады, пояснил: «Это наша земля, наши недра, все предприятия зарегистрированы на украинской земле – нашей, контролируемой, и я не вижу сегодня другого варианта, кроме как получать этот уголь». Министр социальной политики Андрей Рева уточнил: «Все эти предприятия, которые находятся на территории, неподконтрольной украинской власти, являются предприятиями Украины, действуют по ее законам и платят налоги в бюджет Украины. Они поставляют тот уголь, на котором сегодня работают наши тепловые электростанции… Правда в том, что Украина не торгует с ДНР и ЛНР и не торгует с бандитами. Мы получаем продукцию, которая производится на наших украинских предприятиях».
Украинское правительство недавно подтвердило, что предприятия, чьи производственные мощности находятся в неподконтрольных районах Донбасса, платят налоги в Украине. Но возник вопрос о том, как строятся взаимоотношения этих предприятий с руководством республик Донбасса, ведь неслучайно ДНР и ЛНР позволяют украинским предприятиям работать на своей территории. В октябре прошлого года министр доходов и сборов ДНР Александр Тимофеев заявил в интервью местному телевидению: «Предприятия, которые перечисляют налог на территорию Украины, это те предприятия, которые работают с Украиной, то есть они свою продукцию по тем или иным причинам продают в Украине. Но эти предприятия также оплачивают все виды сборов и налогов в ДНР. Условно они подпали под двойное налогообложение».
В Украине это называется иначе. Поскольку Верховная рада ранее официально признала ДНР и ЛНР террористическими организациями, то бизнесмены, которые платят налоги и сборы в республиках, могут быть обвинены в финансировании терроризма. О каком числе предприятий идет речь, можно судить по обнародованному год тому назад в ДНР каталогу, в котором фигурируют кроме шахт десятки металлургических, машиностроительных заводов, а также химические производства, предприятия легкой и пищевой промышленности.
В Украине свой список обнародовали в начале с.г. По данным министра по вопросам временно оккупированных территорий Вадима Черныша, на неподконтрольной Киеву территории Донбасса имеют активы государственные украинские компании («Украинские железные дороги», «Укрэнерго»), а также частные холдинги. В списке были перечислены ПАО «Енакиевский металлургический завод», СП ОАО «Метален-сталь», ЗАО «Макеевский металлургический завод», ПАО «Алчевсккокс», ПАО «Экоэнергия», ПАО «Алчевский металлургический комбинат».
Ни одно из этих предприятий по понятным причинам не признает факт какого-либо сотрудничества с ДНР и ЛНР, отмечают эксперты. Как никто не сознается, какие товары, каких производителей, по каким договорам поставляются по железной дороге с украинской территории в республики.
Директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко сказал в комментарии украинской службе Би-би-си: «Не может быть на оккупированной территории каких-то предприятий, которые контролируются Украиной. Это иллюзия?»
Идея блокады стала реакцией бывших участников АТО на обнародованные в ноябре планы украинского правительства расширить перечень товаров и услуг в сфере торговли с неподконтрольными районами. Тогда речь шла о необходимости постепенного экономического сближения ради дальнейшей политической реинтеграции. Радикалы восприняли этот план как подготовку к признанию Украиной ДНР и ЛНР.
Проблема возникла по той причине, что украинская власть не определила стратегию своих действий в отношении Донбасса, отмечают эксперты. Формально от этой территории не отказались. Министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик, выступая в прошлую пятницу в Верховной раде, возмутился тем, что некоторые депутаты требуют обеспечить стабильную работу энергосистемы без поставок донбасского угля, но мотивируют свои требования политическими лозунгами. «Вы должны четко сказать: неконтролируемая территория (Донбасса. – «НГ») – это территория Украины или это не территория Украины?» – обратился к депутатам министр. По его мнению, если Украина признает Донбасс своей территорией, то нет ничего незаконного в торговых связях между регионами.
В ДНР решили подтолкнуть Украину к однозначным решениям. 10 февраля парламент республики в первом чтении проголосовал за поправки в налоговое законодательство ДНР. «Действующие на территории ДНР юридические лица и физические лица – предприниматели, не являющиеся резидентами, будут обязаны заключить договоры с налоговыми агентами», – сказано в официальном сообщении. Аналогичные поправки вносятся и в законы ЛНР. Предполагается, что договоры должны быть заключены до конца марта с.г., «в случае несоблюдения закона изменения предусматривают введение с 31 марта 2017 года временных администраций на указанных предприятиях».
Руководитель парламента ДНР, представитель республики на переговорах по урегулированию в Минске Денис Пушилин обнародовал по этому поводу официальное заявление: «Ввиду отсутствия поступлений в бюджеты республик от данных предприятий (налоговых отчислений и иных обязательных платежей, предусмотренных действующим законодательством республик), а также в связи с несоблюдением ими требований налогового законодательства народными советами республик принято решение о внесении изменений в законы ДНР и ЛНР «О налоговой системе». Теперь крупные украинские бизнесмены, работающие с республиками, должны либо отказаться от предприятий на неподконтрольных Киеву территориях, либо заключить договоры с налоговыми службами ДНР и ЛНР.
Киев