В Авдеевку вошли украинские танки. Фото Reuters
До 5 февраля стороны конфликта в Донбассе должны отвести тяжелые вооружения от линии соприкосновения, а обстрелы должны прекратиться уже сейчас. Об этом, как сообщил спецпредставитель ОБСЕ в трехсторонней контактной группе по урегулированию ситуации в Донбассе Мартин Сайдик, договорились в среду в Минске. В тот же день секретарь Совета нацбезопасности и обороны (СНБО) Украины Александр Турчинов приказал Вооруженным силам готовиться к отражению вероятного масштабного наступления на украинские позиции. А президент Петр Порошенко напомнил, что Украина не отказалась от идеи будущего членства в НАТО.
Именно заявление Порошенко, сделанное в интервью немецкому изданию Berliner Morgenpost, вчера стало главной новостью. Все СМИ процитировали отрывок: «Как президент, я прислушиваюсь к мнению моего народа и буду проводить референдум по вопросу о вступлении в НАТО. И если украинцы проголосуют, я сделаю все возможное, чтобы достичь членства в Североатлантическом альянсе». Некоторые увязали это заявление с ситуацией в Донбассе: в Киеве исходят из того, что Россия оказывает влияние на ДНР и ЛНР с целью не допустить членства Украины в ЕС и особенно в НАТО. Поэтому заявление Порошенко восприняли как демарш.
Однако в том же интервью украинский президент вначале отметил, что Украина не ожидает от Запада военной помощи и рассчитывает только на свои силы. При этом Порошенко призвал Запад сохранять антироссийские санкции: «Если вы спросите меня, какая поддержка мне нужна больше всего от Европейского союза, у меня простой ответ: единство (в вопросе отмены санкций только после вывода российских войск и восстановления территориальной целостности Украины, следует из контекста интервью. – «НГ»)». Порошенко также сказал, что отмена санкций до выполнения указанных условий «приведет к угрозе для всей Европы: кто знает, где Путин захочет «помочь» российскому меньшинству – в странах Балтии? В Болгарии? Или, может быть, в Германии?»
На этом фоне ответ о референдуме звучал как мнение украинского президента о настроениях в его стране. Он подчеркнул, что НАТО является на сегодня единственной организацией, способной поддерживать коллективную безопасность, и что рядовые украинцы именно так оценивают деятельность альянса: «Четыре года тому назад 16% выступали за членство Украины в НАТО. Сейчас – 54%».
Порошенко ссылался, видимо, на обнародованные в сентябре прошлого года результаты соцопроса, проведенного Киевским международным институтом социологии. В тот момент 39% украинцев заявили, что в случае проведения референдума они поддержали бы членство в НАТО. 31% выступили бы против, а 30% не определились. Не учитывая мнения трети населения (тех, кто в момент соцопроса не определился), социологи сообщили, что по состоянию на сентябрь 2016 года участие в голосовании приняли бы 70% украинцев, из них 56% проголосовали бы за членство в НАТО, 44% – против. Но неизвестно, какой выбор сделали бы еще 30% населения Украины.
Эксперты отмечают, что такие настроения сохраняются с начала конфликта в Донбассе. Порошенко еще весной 2015 года заявил, что более половины украинского общества поддерживают идею членства в НАТО, и пообещал: «Вопрос о присоединении Украины к НАТО является фундаментальным. Я организую референдум – решение примет народ». В тот период Украина отказалась от утвержденного при президенте Януковиче внеблокового статуса, закрепила в государственных документах курс на реформы, целью которых является достижение стандартов ЕС и НАТО. Украинская власть собралась до 2020 года так изменить страну, чтобы получить право подать заявку на членство. Тогда же Порошенко в интервью «Голосу Америки» пояснил свою позицию: «Критерии членства в НАТО очень похожи на критерии членства в ЕС, они совпадают на 99%... НАТО сейчас самый эффективный механизм безопасности в мире – после того, как была разрушена система глобальной безопасности Совета Безопасности ООН».
В тот период Украина была разочарована тем, что на уровне ООН не удалось принять решения, которые Киеву виделись как способ урегулирования конфликта в Донбассе. Но это не привело к попытке Киева немедленно потребовать членства в НАТО.
Осенью того же 2015 года, когда на заседание Совета нацбезопасности и обороны впервые за все время существования независимой Украины был приглашен генсек НАТО, Порошенко в присутствии Йенса Столтенберга пояснил, что в скором времени референдума не будет. «Когда мы создадим все условия (путем реформирования страны) для соответствия Украины критериям членства в НАТО, мною будет принято решение о проведении всенародного референдума. И таким образом будет зафиксирована воля украинского народа», – сказал украинский президент. Тем самым он перенес референдум как минимум на 2020 год.
Впрочем, сейчас провести его было бы невозможно из-за проблем с законодательством. В период правления Виктора Януковича Верховная рада приняла закон о референдуме, который новая власть попыталась отменить через Конституционный суд. Как ранее пояснил «НГ» один из депутатов, команда Януковича разработала документ, позволяющий принимать важные государственные решения в обход парламента. Это противоречит украинской Конституции. Нацелившись отменить упомянутый закон, Верховная рада время от времени вспоминает о необходимости принять новый, однако не делает этого. «Состав парламента не позволяет говорить, что может быть согласован и одобрен какой-либо законопроект: у всех разное видение и разные планы. Да и не время для референдумов. Задать сейчас людям вопрос о членстве в НАТО – только разругаться с Западом. Порошенко сам ранее говорил: вопрос не только в том, чего хочет Украина, но главное – хочет ли того же НАТО. Но проведи один референдум – найдутся желающие провести и следующие: по вопросам о будущем Донбасса, по системе украинской власти, да мало ли что…» – неофициально сказал «НГ» один из экспертов. Поэтому новое напоминание Порошенко о референдуме, как считает собеседник «НГ», – своеобразный сигнал Западу, что не стоит забывать об Украине.
В Киеве предполагали, что ситуация в Донбассе может обостриться в ближайшее время. В среду на передовой побывал секретарь СНБО Александр Турчинов. «Осуществляются активные обстрелы наших позиций и попытки атаковать наши оборонительные рубежи. Враг кроме запрещенной Минскими соглашениями тяжелой артиллерии и минометов начал активно применять танковые подразделения», – передала его слова пресс-служба СНБО. Исходя из ситуации, Турчинов, по сообщению пресс-службы, распорядился готовиться к вероятной атаке на украинские позиции и возможной контратаке: «Перед военными поставлена задача по уточнению оперативных планов при проведении наступательных операций российскими гибридными войсками с учетом подготовки эффективных контрнаступательных действий».
В Киеве напряженно ждали итогов запланированного на вчерашний вечер заседания Совбеза ООН по ситуации в Авдеевке. Экс-министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко пояснил, что резкое обострение в Донбассе могло быть организовано специально, чтобы проверить, как отреагирует новая администрация США. «Кремль решил протестировать способность США отвечать на его провокации… На заседании Совета Безопасности ООН впервые услышим официальную реакцию США», – сказал он.
Вчера в украинских СМИ сообщали о подготовке к проведению в Донецке митинга, участники которого якобы собирались призвать Россию ввести войска для защиты жителей ДНР. Дальнейшее развитие ситуации, как считали в Киеве, зависит от того, какую позицию в Совбезе ООН займет американская сторона.
Украина и ДНР продолжали обмениваться взаимными обвинениями в обстрелах. На карте украинской части Донецкой области горячей точкой оставалась Авдеевка, в ДНР заявляли об обстрелах окраин Донецка и Ясиноватой. Мониторинговая миссия ОБСЕ сообщила о рекордном числе зафиксированных взрывов в районе Авдеевки и Ясиноватой – 9250. Но в отчете отмечалось «неизвестное происхождение» огня, то есть миссия ОБСЕ не назвала виновных, а только зафиксировала огневую активность в регионе. В среду силы ДНР (командир назвался позывным Злой) препятствовали проезду наблюдателей ОБСЕ в Ясиноватую. Слухи о начале эвакуации жителей Донецка (что могло бы свидетельствовать о подготовке к широкомасштабным боям) тоже не удалось проверить.
Разобраться в ситуации в среду пытались на очередном заседании контактной группы в Минске. По итогам специальный представитель ОБСЕ Мартин Сайдик сообщил, что участников конфликта призвали немедленно прекратить огонь и до понедельника отвести войска и тяжелые вооружения. Украинская делегация настаивала на том, чтобы стороны вернулись на позиции, которые были зафиксированы в соглашениях, подписанных в сентябре 2014 года. То есть силы ДНР должны были бы отступить в глубь территории. В частности, в том районе, где сейчас ведутся интенсивные бои. В ДНР не подтвердили готовность сдать позиции. Мартин Сайдик, отвечая на вопросы журналистов, признал, что никакая ответственность за невыполнение принятых решений не предусмотрена.
Он сообщил об отдельной договоренности, связанной с необходимостью восстановить инфраструктуру Авдеевки. Пресс-секретарь руководителя украинской делегации Леонида Кучмы Дарка Олифер уточнила: «Представители ОРДО (отдельных районов Донецкой области. – «НГ») обязаны обеспечить безопасные условия работы для ремонтных бригад, которые восстановят водо-, газо- и электроснабжение в районе Авдеевки. Город находится на грани гуманитарной и техногенной катастрофы, вся ответственность за подобное развитие событий ляжет на представителей ОРДО». Вчера днем выяснилось, что начать ремонтные работы не удалось из-за продолжающихся обстрелов.
Днем глава полиции Донецкой области Вячеслав Аброськин сообщил в соцсети, что под обстрелами оказалась и Марьинка: «Террористы обстреливают город. Некоторые дома уже горят. Приостановлена учеба в обеих школах. Информация о пострадавших уточняется».
В Авдеевке по состоянию на утро четверга сохранялась кризисная ситуация. Воду подавали в аварийном режиме из резерва, электричества не было (Госслужба Украины по чрезвычайным ситуациям подключила генераторы для обеспечения критических потребностей). Тепло в дома подавалось по минимуму – температура в квартирах составляла от 12 до 17 градусов выше нуля. На городском стадионе третий день работал палаточный городок спасателей, в котором готовили горячую еду и раздавали теплую одежду. Во всех крупных городах Украины открылись пункты сбора гуманитарной помощи для жителей Авдеевки.
Достигнутые в Минске договоренности не могут радикально изменить ситуацию. Дело в том, что делегация ДНР приехала с решительным настроем добиться от Киева согласия на «формулу Штайнмайера» (проведение в ДНР и ЛНР выборов местных органов власти по законодательству республик под контролем ОБСЕ, а после этого предоставление Украиной особого статуса ДНР и ЛНР). Ранее руководитель аналитического центра «Третий сектор» Андрей Золотарев рассказал, как украинской стороне видится этот план: «Формула заключается в том, что Украина берет на себя экономические и социальные обязательства по отношению к Донбассу, несет финансовые издержки на его восстановление, но при этом политически Донбасс превращается в инструмент российской политики».
Киев снова категорически отказался рассматривать предложенную формулу. «Полное и устойчивое прекращение огня, вывод всех иностранных воинских формирований и тяжелых видов вооружений с территории Украины, граница (передача ОБСЕ, а затем Украине контроля над границей с РФ. – «НГ») – таковы предпосылки для проведения выборов в Донбассе», – подтвердила позицию Киева пресс-секретарь Кучмы Дарка Олифер.
И.о. министра иностранных дел ДНР Наталья Никонорова, участвующая в работе политической подгруппы на переговорах в Минске, назвала украинскую позицию циничной: «Нежелание украинской стороны разговаривать с народом Донбасса как со стороной конфликта – спустя более двух лет так называемой АТО – особо цинично выглядит сегодня, когда гибнут мирные граждане и разрушаются наши города». Она подчеркнула: «Единственно возможный способ остановить эскалацию конфликта – это как можно скорее приступить к имплементации Минских соглашений».
Украинская сторона продолжает настаивать: все политические решения будут приняты только после выполнения всех пунктов Минских соглашений, связанных с безопасностью.
Киев