Сегодня суд Фрунзенского района города Минска должен огласить приговор известному бизнесмену Александру Муравьеву. Ему грозит лишение свободы за то, что он не выполнил бизнес-план приватизированного предприятия.
Речь идет о заводе «Мотовело», известном еще с советских времен по мотоциклам «Минск». Бизнесмена обвиняют в мошенничестве, которое состоит в том, что он продал акции предприятия, которые якобы не принадлежали ему. Обвинение решило, что он не имел права перепродавать акции «Мотовело», ранее купленные у государства, потому что не выполнил условия договора купли-продажи.
Формально так и есть. К договору купли-продажи прилагался бизнес-план, согласно которому, новый собственник инвестирует в производство 20 млн. долларов в течение 5 лет, после чего становится собственником акций. Компания Муравьева деньги инвестировала, но не в приобретение станков, что белорусское правосудие понимает под словом «производство». Уже после покупки стало выясняться, что у завода огромные долги, которые нужно отдать, чтобы он мог работать дальше. К тому же, как пояснил в суде Александр Муравьев, он никогда не воспринимал бизнес-план как догму, потому что условия меняются, и бизнес должен оперативно на них реагировать. «Значит, надо купить меньше станков, выделить деньги на зарплату, на налоги», – пояснял он. «Нет ни одного делового человека в мире, который обязуется выполнить бизнес-план. Любая компания понимает, что условия меняются, надо реагировать, никто никому за это обвинений не выставляет», – уверен бизнесмен. К слову, «незаконная продажа» акций, о которой говорит обвинение, это просто переход их в собственность другого предприятия все того же Муравьева в рамках холдинга. Внутренняя реорганизация, поясняет обвиняемый.
Местная экономическая общественность, с одной стороны, считает Муравьева жертвой белорусской совершенно не гибкой и не рыночной системы экономических отношений. С другой –наказанным по заслугам, но вовсе не потому, что не вложил миллионы в станки или перепродал самому себе акции завода, а потому что ввязался в игры с государством. Еще тогда на момент свершения сделки эксперты были возмущены тем, что она прошла кулуарно, без объявления конкурса, формулирования условий и предпродажного анализа финансового состояния предприятия. «На этот же завод претендовала российская компания «Стеллс», которая сегодня занимает 30% рынка, продавая 1,5 млн. велосипедов в год. Если бы мы за ноль рублей продали ей Мотовело, то сегодня завод бы уже работал, производил продукцию, на нем бы трудилось пару тысяч человек – и все было бы хорошо», комментировал ситуацию еще один известный белорусский бизнесмен Александр Кнырович. «Корень зла именно в том, что вместо открытого аукциона с понятными условиями это была кулуарная сделка. За это – расплата для всех. Страна потеряла завод, человек потерял свободу», – сокрушался он.
Ирония судьбы в том, что сейчас автор этих высказываний тоже фигурант громкого коррупционного дела, в основе которого лежат «заигрывания с государством». Александра Кныровича обвиняют в создании крупной коррупционной схемы с участием структур ЖКХ, энергетики и даже биржи. Официальная версия, изложенная по местному телевидению, гласит, что за взятки и «откаты» компания Кныровича выигрывала тендеры на поставку труб для государственных компаний, а его самого задержали «с поличными».
Местные эксперты, вроде уже успевшие привыкнуть к регулярным посадкам бизнесменов, шокированы происходящим. Эмоций добавил президент Александр Лукашенко, который счел необходимым прокомментировать задержание известного предпринимателя, бизнес-ангела, ментора. «Вор должен сидеть в тюрьме», – позаимствовал белорусский президент фразу небезызвестного героя фильма. «На нем клейма ставить негде, вместе с тем десятком, кого арестовали, – заявил Лукашенко.
«Думаю, это дело дальше может решать только суд и следствие. Что тут уж говорить... Презумпция невиновности должна быть, а то, что сказал руководитель страны... Мы все в шоке от того, что тут еще сказать», – прокомментировал произошедшее глава Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин.
Представители бизнеса и коллеги задержанного предпринимателя, комментируя ситуацию, утверждают, что речь идет о «государственном рэкете и вымогательстве». Дело в том, что Александр Кнырович неоднократно публично говорил о том, что госпредприятия должны его компании большие деньги и выражал сомнения в возможности вернуть их. «Отжимают» прибыльный бизнес, не хотят оплачивать задолженность ЖКХ перед Кныровичем, а заодно решили поквитаться за слишком вольные высказывания», – таково содержание основных комментариев в социальных сетях.
Александр Кнырович – совершенно нетипичная фигура для белорусского бизнеса, представители которого стараются «не высовываться». Многие сейчас говорят о том, что он «давно нарывался», называя все вещи в белорусской экономике своими именами в своей программе в сети интернет «Выводы Кныровича» и в комментариях СМИ. Например, о том, что, помогая промышленным флагманам, государство закапывает огромные деньги ради туманных перспектив, а бизнес-климат страны, несмотря на улучшение позиций в мировых рейтингах, лучше не становится и т.п.
В белорусском законодательстве имеются нормы, которые позволяют фигурантам экономических дел откупаться от суда за большие деньги. То, что в последнее время посадки с последующим откупом участились, эксперты связывают с экономическими проблемами и нехваткой денег в белорусском бюджете. Что касается, причин задержаний, то белорусское законодательство таково, что найти их не составляет труда. Коррупция белорусских чиновников, которые, имея маленькие зарплаты, строят дворцы, стала нормой. «В стране конкурс откатов, и тендер выигрывает тот, кто больше даст», – пишут бизнесмены в соцсетях. В стране, где 80% занимает государственный сектор, не работать с ним – невозможно, а работая, все время находишься в зоне риска.