Нурсултан Назарбаев придал ускорение процессу транзита власти. Фото Reuters
В Казахстане готовятся к проведению референдума по внесению изменений в Конституцию. Реформа предполагает перераспределение полномочий президента в пользу парламента и правительства. В компетенции главы государства останется самое главное: стратегические вопросы обороны, внешней политики, национальной безопасности, защиты Основного закона и верховный арбитраж. Процесс подготовки к транзиту власти продолжается. Эксперты говорят, что он даже немного ускорился после событий в Узбекистане.
Президент Нурсултан Назарбаев в специальном обращении к нации рассказал о грядущей реформе государственного управления. По его словам, суть реформы не только «в перераспределении властных полномочий, но демократизации политической системы в целом». До конца недели правительство внесет в парламент всего около 40 поправок в соответствующие законы Конституции. Депутаты в сжатые сроки должны будут провести предложенные изменения. После чего будет назначена дата проведения референдума. «Исход референдума вполне предсказуем – кто будет возражать против движения по пути демократизации? Осталось наполнить этот процесс реальным содержанием и аплодировать политтехнологам Акорды – новый формат президентского общения с народом явно удался», – сказал «НГ» гендиректор Информационно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства МГУ Сергей Рекеда.
Директор Казахстанского института стратегических исследований Ерлан Карин считает, что это реальные политические реформы, которые затрагивают основные принципы взаимодействия между ветвями власти. К примеру, теперь правительство будет слагать полномочия перед вновь избранным парламентом, а не президентом. Или отмена нормы о возможности принятия президентских указов, имеющих силу закона. Также и отказ от права отменять либо приостанавливать действие актов правительства и премьер-министра. «Это означает не просто повышение статуса парламента и усиление самостоятельности правительства, это действительно реальная перезагрузка системы властных отношений в Казахстане, где президент всегда являлся абсолютным политическим центром», – отметил политолог.
При этом Карин отмечает, что Казахстан остается президентской республикой, где президент продолжает выступать в роли верховного арбитра между ветвями власти. «Но было четко сказано, что глава государства сконцентрируется на стратегических вопросах, на вопросах внешней политики и национальной безопасности. В любом случае мы постепенно отходим от старой модели системы властных отношений и начинаем адаптироваться к новым условиям. И в этом смысле предстоящие изменения – безусловно, положительный тренд. Модернизационная повестка всегда лучше», – полагает политолог.
По мнению директора Группы оценки рисков Досыма Сатпаева, судя по всему, президенту надоело постоянно прикрывать промахи и ошибки парламента и правительства, которых было особенно много в прошлом году. В результате окончательно закрепляется принцип «Хороший царь. Бояре плохие» в рамках тезиса о том, что глава государства теперь надсистемный игрок и арбитр. Само перераспределение полномочий напоминает драку двух лысых из-за расчески. При этом двумя «лысыми» являются правительство и парламент, которые показали свою слабую эффективность как с точки зрения реагирования на кризисные ситуации, так и в плане адекватной законодательной работы», – говорит Сатпаев. Он считает, что проблема не в том, как передать полномочия, а в том, кому их передавать. «Это тупиковая ветвь развития любой сверхпрезидентской системы, при которой априори не могут существовать сильные политические институты. Кстати, нижняя палата парламента уже обрела формальное право участвовать в формировании правительства. Но фактически статус «нотариальной конторы» при правительстве и аппарате президента парламент так и не поменял», – отмечает Сатпаев. Прежде чем перераспределять полномочия, необходимо усиливать те политические институты, которые с этими полномочиями могли бы что-то реально сделать. «Вначале необходима реформа партийной и избирательной системы. При этом сам парламент должен формироваться не только по партийному списку, но и по мажоритарному принципу. Только в этом случае законодательная ветвь власти станет тем самым коллективным преемником, который мог бы гарантировать некую политическую стабильность во время транзита власти», – сказал «НГ» Сатпаев.
Досрочный роспуск парламента допускают и другие казахстанские эксперты. В частности, политолог Султанбек Султангалиев считает подобный вариант развития событий вполне возможным. Такого же мнения придерживается и директор центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев. «Аналогичный сценарий имел место в 2007 году, когда после принятия конституционных поправок были проведены досрочные парламентские выборы», – напомнил Чеботарев. По мнению эксперта, конституционная реформа нацелена на транзит власти. «Понятно, что следующий президент не будет обладать такими полномочиями, как Назарбаев», – отметил Чеботарев.
Впрочем, сами депутаты такой сценарий исключают. «Какие обоснования для досрочных выборов? Абсолютно никаких. Правительство не идет в отставку, парламент не объявляет недоверия правительству. Конституционные изменения в данном случае не влекут за собой коренных изменений для того, чтобы объявить выборы. Я считаю, что никакой целесообразности в выборах нет», – сказал журналистам депутат Сергей Громов.
Эксперты предлагают подождать следующего шага Акорды, а именно пойти на более глубокие реформы. Пока же можно говорить о косметических изменениях.