Представители ДНР и ЛНР передали украинской стороне двух пленных – Анжелику Преснякову и Ольгу Сворак. Фото с сайта www.dan-news.info
Обсуждавшийся в ноябре обмен пленными по принципу «всех на всех» до новогодних праздников не состоялся. В ближайшие дни украинская сторона обещает передать ДНР и ЛНР 15 человек – в виде жеста доброй воли. Республики вчера утром освободили двух ранее задержанных женщин – Анжелику Преснякову и Ольгу Сворак. Подчеркивалось, что этот шаг – следствие переговоров Александра Захарченко и Игоря Плотницкого с Надеждой Савченко.
По информации «НГ», Савченко при передаче двух украинок не присутствовала. Их встречал руководитель украинского центра освобождения пленных «Офицерский корпус» Владимир Рубан, который, как недавно выяснили украинские СМИ, вместе с Савченко принимал участие во встрече с Захарченко и Плотницким. После этой встречи в адрес Савченко в Украине прозвучало много критики. Ее заподозрили в поддержке пророссийской позиции относительно легализации ДНР и ЛНР.
По этой причине в Киеве с подозрением отнеслись к договоренности об освобождении двух украинок. Многие политологи предполагают, что это решение ДНР и ЛНР направлено на повышение рейтинга Савченко, которая как раз сейчас объявила о создании своей партии. Члены официальной переговорной группы, работающей в Минске, ранее отмечали, что именно украинская сторона в контактной группе предложила освободить всех пленных к праздникам. Однако сделать это не удалось, поскольку начались споры относительно списков. Киев требует передать ему более 110 граждан, но в ДНР и ЛНР подтверждают содержание менее половины указанных в них лиц.
В то же время республики указали в своих списках несколько сотен фамилий, а украинская сторона обратила внимание, что далеко не все из них имеют отношение к конфликту в Донбассе.
Кроме того, при обсуждении обмена с новой силой разгорелись старые споры о том, должен ли этот процесс увязываться с тотальной амнистией для защитников ДНР и ЛНР. Республики настаивают, Киев отрицает.
Накануне освобождения Пресняковой и Сворак главы ДНР и ЛНР обнародовали совместное заявление, в котором указали: «Попытки представителей украинской общественности, в частности депутата Верховной рады Надежды Савченко, сдвинуть с мертвой точки процесс обмена пленными натыкается на яростную критику официальных киевских властей. Однако за публичными обвинениями и репрессиями скрываются лишь очевидная беспомощность и недееспособность президента Украины и его окружения, не желающих выполнять свои обязательства в рамках Минского процесса».
Это заявление засвидетельствовало, что, несмотря на жесты доброй воли, стороны ни на шаг не приблизились к компромиссу в решении проблемы Донбасса. Республики считают целью Минских соглашений свою легализацию в виде образований с особым статусом. Украинская власть убеждена в том, что соглашения направлены на ликвидацию ДНР и ЛНР.
Замдиректора украинского Института мировой политики Екатерина Зарембо в ходе недавней презентации исследования относительно выполнения Минских соглашений заявила, что документ изначально содержал предпосылки для споров и противоречий. «Соглашения смещают фокус со страны-агрессора на страну-жертву, ответственность возлагается на Украину, словно это внутренний конфликт… Нужен более четкий план, «дорожная карта», в которой будет указано, что за чем выполнять», – отметила она. Согласовать «дорожную карту» в текущем году не удалось, поскольку у сторон противоположное видение целей.
Украинская власть выдвинула жесткие требования к очередности выполнения пунктов Минских соглашений: вначале обеспечение безопасности, затем – политические решения. Эта позиция, как показало упомянутое исследование, в целом поддерживается обществом. Политический аналитик фонда «Демократические инициативы» им. И. Кучерива Мария Золкина отметила, что большинство украинцев хотят разрешения конфликта в Донбассе, но не готовы к миру любой ценой. «Никаких выборов (местных органов власти в Донбассе. – «НГ»), пока территории неподконтрольны, быть не может. Такого мнения придерживаются 40% украинцев. А среди тех, кто допускает возможность проведения выборов, преобладают те, кто ориентируется на ряд условий: демилитаризация, соответствие избирательного процесса украинскому законодательству, контроль международного сообщества, восстановление украинского контроля над границей…» – сказала Золкина. По ее словам, украинцы выступают против наделения Донбасса особыми полномочиями. Перечисленные условия – это те «красные линии», за которые не может выйти украинская власть. «Если в 2014 году и в начале 2015-го можно было убедить внутреннюю аудиторию в целесообразности тех или иных болезненных для Украины уступок, то сегодня это может закончиться рядом внутренних рисков, начиная от роста протестных настроений, дальнейшего раскола в среде элит и ослабления государства», – считает аналитик.
Нынешней зимой в Донбассе жарко.
Фото Zuma/ТАСС |
Пока никаких договоренностей об урегулировании нет, конфликт в Донбассе продолжается. Перемирие с 24 декабря, о котором контактная группа в Минске договорилась на прошлой неделе, продлилось всего полчаса. Затем обстрелы возобновились, на этой неделе их число снова превысило 30 в сутки. В канун праздников в украинских новостях сообщают о горячих точках, о погибших и раненых.
Ситуация может ухудшиться. Дело в том, что на днях люди, назвавшие себя ветеранами антитеррористической операции, объявили о начале блокады Донбасса. В середине декабря бывшие бойцы выдвинули ДНР и ЛНР ультиматум с требованием освободить всех украинских пленных. Поскольку требование не было выполнено, бойцы заявили, что намерены заблокировать поставки на неподконтрольную территорию товаров – металла, древесины, а также алкоголя и сигарет. Пообещали не ограничивать права местных жителей, которые через пункты пропуска на линии разграничения проносят продукты и лекарства. Один из командиров батальона «Донбасс» Анатолий Виногродский пояснил: «Мы готовимся и к противостоянию со стороны власти, которая, к сожалению, участвует в торговле с террористами и оккупантами». Депутат Верховной рады Семен Семенченко отметил: «Ветераны начинают действия по блокаде торговли с оккупированными территориями. На этой торговле наживают миллионы как главари так называемых ДНР/ЛНР, так и украинские олигархи и чиновники».
Представители власти в Киеве уже раскритиковали планы блокады. Министр по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Вадим Черныш заявил, что блокада может ударить по украинским интересам, поскольку в период отопительного сезона страна может лишиться поставок донбасского угля. Кроме того, по его словам, блокада не способствует взаимопониманию между жителями Донбасса и Украины. В интервью агентству «Интерфакс-Украина» Черныш пояснил: «Нам нужно поддерживать контакты между людьми… Просто если вы сидите в своей квартире на неподконтрольной территории, при этом у вас в телевизоре вещают непонятные каналы из соседней страны, вы пьете краснодарский чай, едите ростовскую колбасу, а в кармане у вас рубль, вы ментально, на бытовом уровне, начинаете чувствовать себя в другой стране. Когда же вы ездите за покупками, например, в Бахмут, привозите оттуда ту же колбасу харьковскую, запорожскую или житомирскую, другие товары, то тут сохраняется привязка на бытовом уровне».
Замминистра Георгий Тука в комментарии телеканалу «112 Украина» заметил, что организаторы объявленной блокады не контактировали с органами власти. И действуют за рамками украинского законодательства. По его мнению, блокада может только озлобить ДНР и ЛНР.
Действия тех, кто называет себя ветеранами, и реакция представителей власти на ситуацию внесли в украинскую повестку дня вопрос о том, есть ли у Киева видение, что делать с Донбассом. Звучат вопросы о том, является ли Донбасс оккупированной территорией (содержать которую, согласно международному праву, должен оккупант). Если регион не имеет такого статуса, то, получается, на востоке Украины длится все же внутренний конфликт, а не война с Россией, как утверждает президент Петр Порошенко.
В команде украинской власти есть общее мнение, что ситуация в Донбассе – это «следствие российской агрессии». Но нет единого видения, как поступить на данном этапе. Например, секретарь Совета нацбезопасности и обороны Украины Александр Турчинов ранее выступил за блокаду региона. Профильное министерство – против.
Политолог, руководитель аналитического центра «Третий сектор» Андрей Золотарев на недавнем круглом столе в «РИА Новости Украина» отметил, что одна часть украинской власти заявляет о безальтернативности Минских соглашений, другая говорит о «войне до победного конца, блокаде Донбасса и т.д.». Он охарактеризовал ситуацию как «истерику», которую объяснил «крахом евроинтеграционного мифа». «Понятно, что теперь все разговоры о безвизовом режиме, о членстве в Евросоюзе воспринимаются украинцами иронично, с ухмылкой… Поэтому у «партии войны» – банальная истерика. Они прекрасно понимают, что для них потеря власти равносильна понятию «тюрьма»… И, пытаясь спасти шкуру, «партия войны» идет на обострение», – прокомментировал Золотарев позицию Турчинова. По его мнению, в 2017 году сохранится нынешняя ситуация в Донбассе.
Некоторые украинские эксперты предполагают, что примерно к лету (после завершения выборов во Франции) может измениться «нормандский формат». К разработке стратегии урегулирования способна напрямую подключиться администрация Дональда Трампа.
Киев