25 лет исполняется с момента создания Содружества Независимых Государств – организации, созданной для взаимодействия бывших союзных республик после развала СССР. До сих пор в экспертных кругах, да и в обществе в целом, высказываются различные оценки относительно роли и места СНГ в жизни России и других постсоветских стран за последние четверть века. И это не случайно, так как СНГ объективно оказалось в очень сложных условиях постсоветского транзита, социального, политического, культурного. Этот переход был очень непростым, а СНГ волею судьбы оказался в его эпицентре. Все это делает сложным для нас, современников СНГ, давать объективную оценку этой организации. Но тем не менее сегодня постсоветское пространство является важнейшим элементом современных международных процессов, а СНГ как организация, существующая вот уже 25 лет на этом пространстве, заслуживает внимания.
Часто можно услышать слова о том, что создание СНГ явилось трагическим или по крайней мере негативным моментом в современной российской истории, но все же следует разделять распад СССР и создание СНГ. Безусловно, подписание соглашения в Беловежской Пуще подвело окончательную черту под существованием СССР, но окончательную именно с формальной точки зрения. В реальности после провала проекта федеративного договора и после краха осенью 1991 года проекта конфедерации в виде ССГ на СССР был поставлен крест как российскими элитами (и это в первую очередь), так и элитами новых суверенных республик, которых уже не устраивал проект конфедерации, что бы ни говорили о желании ряда руководителей спасти союзный центр осенью 1991 года.
Конечно, можно сожалеть о распаде единого государства, но помнить при этом, что многие проблемы, которые сегодня испытывают страны постсовесткого пространства, начиная с экономических и заканчивая национальными, были заложены не только и не столько в 80–90-е годы, а стали органичными последствиями тех кризисных тенденций, которые наблюдались еще в рамках советской системы. Например, этнотерриториаль
Тяжелой была и ситуация в экономике. Вполне можно согласиться с тезисом исследователя евразийской интеграции профессора Ефима Пивовара о том, что СССР начал испытывать давление очень серьезных проблем, связанных с проникновением ценностей общества потребления, индивидуализацие
В таких условиях даже воля большинства общества, выраженная в марте 1991 года, не могла затормозить процесс дезинтеграции, а СНГ после путча в августе явился устраивающим его создателей проектом, который во многом позволил нивелировать последствия распада страны, обеспечить на определенном уровне отраслевую кооперацию, безвизовый режим. В период 90-х, когда ВВП стран постсоветкого пространства в основном падал, создание такой площадки было очень важным. Конечно, следует признать, что СНГ не решило в действительности ни одной системной политической проблемы в регионе, как, например, проблемы де-факто государств, статуса Каспия, не сняла в целом ряде случаев территориальные противоречия. Однако все относительно, и при анализе СНГ важно понимать, что отсутствие этой площадки во многом создавало бы вакуум, в котором возможности для эскалации по югославскому варианту были бы более значительными.
Сегодня СНГ, конечно, уже не играет той роли, которую она выполняла в 90-е годы, на ее место пришли совмещающиеся на постсоветском пространстве разноскоростная интеграция и фрагментация. Да и сам термин «постсоветский» мы употребляем скорее по инерции. По сути, различия между частями некогда единого советского пространства настолько велики, что трудно выделить какие-то общие черты между многими странами региона. Условно можно выделить три макрорегиона – Южный Кавказ, Запад постсоветского пространства, включающий Молдову, Украину и Беларусь, и Центральную Азию. При этом ни Центральная Азия в советское время в единый регион не выделялась, а речь шла о Средней Азии и Казахстане, ни Запад СССР не выделялся по каким-то параметрам как конгломерат трех западных республик. Сегодня же страны и их элиты слишком ценят свою национальную государственност
Тем не менее СНГ сыграло важную роль, которая выразилась в том, что Содружество создало предпосылки как на политическом, так и на экономическом уровне под создание новых структур, таких как Таможенный и – позднее – Евразийский экономический союзы, ведь сегодня ЕАЭС является проектом, существование которого во многом обусловлено именно сохранением ранее Россией, Казахстаном и Беларусью интеграционного вектора.
В настоящее время СНГ, принимая во внимание внутреннюю фрагментацию постсоветского пространства, а также влияние внешних игроков, не только глобальных, таких как США, ЕС или КНР, но и региональных, желание стран региона диверсифицироват
Но проблема эффективного развития – это не только проблема интеграции постсоветского пространства. Ряд стран, как Узбекистан, обеспечили довольно стабильное развитие и без интеграции, хотя и не без издержек. Да и некоторые даже на первый взгляд более успешные страны обеспечили свое развитие скорее за счет внешнего фактора, а главное, за счет наличия ресурсов, зависимость от которых стала больше за последние годы. Решение же проблемы развития зависит от способности национальных элит осуществлять эффективное развитие, что пока в большинстве случаев невозможно, в то время как внешние влияния из-за пределов макрорегиона определяют его экономический и политический вектор. То, что мы называем постсоветским пространством сегодня – это пространство конкуренции с внешними силами, но с другой стороны, это пространство окон возможностей и взаимодействия с ЕС и КНР, Индией, Ираном другими странами. Успех этого партнерства во многом зависит от того, насколько будет успешным формирование общественного и внутриэлитного запроса в самой России на реализацию идеи развития на основе прагматизма и масштабного проектного мышления, от того, насколько РФ удастся в новой более фрагментированно