Противостоять внешним угрозам абхазские и российские военные будут вместе. Фото РИА Новости
Тбилиси вслед за Вашингтоном опротестовал ратификацию Россией соглашения о создании Объединенной группировки войск с Абхазией, назвав ее провокационным шагом. Представители нового альянса, в свою очередь, назвали свои действия делом двух суверенных государств. Если к этому добавить заочную полемику между замглавы МИД РФ Григорием Карасиным и спецпредставителем премьер-министра Грузии по отношениям с РФ Зурабом Абашидзе по вопросу бывших грузинских автономий, то можно предположить, что в отношениях Москвы и Тбилиси намечается очередной виток напряженности.
МИД Грузии ратификацию президентом РФ Владимиром Путиным соглашения об Объединенной группировке войск с Абхазией назвал действием, служащим «окончательной аннексии оккупированных регионов Грузии, полностью игнорирующим фундаментальные нормы и принципы международного права». В заявлении внешнеполитического ведомства содержится призыв к Москве «полностью выполнить соглашение «Саркози–Медведева» о прекращении огня от 12 августа 2008 года, вывести свои воинские подразделения с оккупированных территорий Грузии и обеспечить создание международных механизмов безопасности в Абхазии и Цхинвальском регионе». Другой призыв адресован международному сообществу, которое должно «дать соответствующую оценку агрессивным действиям РФ» и принять «действенные меры для недопущения дальнейшего ухудшения ситуации с точки зрения безопасности в регионе».
Текст заявления МИД Грузии довольно близок к тому, о чем чуть раньше говорил пресс-секретарь Госдепа США Джон Кирби, назвавший соглашение между Москвой и Сухуми нелегитимным, направленным на подрыв суверенитета Грузии и нарушение ее территориальной целостности. Попутно представитель Госдепа призвал Москву отозвать признание суверенитетов Абхазии и Южной Осетии.
Сухуми, в свою очередь, выступил с ответным заявлением, потребовав уважать право абхазского народа на самоопределение, перестать руководствоваться двойными стандартами, а также с пониманием относиться к решениям двух суверенных союзных друг другу стран, естественно, подразумевая Россию и Абхазию.
Документ, который подписали и ратифицировали Москва и Сухуми, определяет предназначение, порядок формирования, развертывания и применения объединенной группировки войск Вооруженных сил России и Абхазии. Согласно договору, в состав группировки от российской стороны входит военная база РФ, дислоцированная на территории Абхазии, а от абхазской – два отдельных мотострелковых батальона, артиллерийская и авиационная группы, а также отдельный отряд специального назначения. Группировка предназначена для «адекватного реагирования на вооруженное нападение, а также на другие угрозы военной безопасности в отношении любой из сторон». Все общие мероприятия будут осуществляться на основании совместных директив генеральных штабов ВС обеих стран. Возглавлять группу, как говорится в соглашении, будет командир российской военной базы. После того как документ прошел через законодательные органы двух стран, его подписал президент РФ Владимир Путин. По сути, реакция Вашингтона и Тбилиси была вызвана этим.
В Тбилиси с опаской смотрят в будущее, не исключая, что такая «активная солидарность» Вашингтона может смениться более пассивным отношением к грузинским проблемам со стороны новой администрации Белого дома. Избранный президент США Дональд Трамп неоднократно заявлял, что Вашингтону не стоит так, как сейчас, вмешиваться в государственные дела других стран. «Не думаю, что мы должны быть строителями наций», – эту фразу Трампа приводит журналист New York Times Мэгги Хаберман, встречавшаяся с ним на днях.
В этом свете любопытным представляется визит в Тбилиси сенаторов Джона Маккейна и Линдси Грэм, который состоится до инаугурации Трампа, то есть до 20 января. Washington Post утверждает, что помимо Грузии сенаторы посетят Эстонию и Украину, для того чтобы заверить власти этих стран в том, что США «продолжат противостоять российской агрессии».
Поддержка США – это хорошо, но еще лучше самим справляться с проблемами, решили в Тбилиси. «Мощь наших вооруженных сил – самая лучшая превенция агрессии», – заявил и.о. министра обороны Леван Изория, комментируя подписание Путиным соглашения о создании объединенной группировки. По его словам, грузинская сторона должна быть готовой к любым угрозам, и, исходя из этого, «будет продолжена работа над повышением степени боевой подготовки и обороноспособности».
Между тем накануне замминистра иностранных дел РФ Григорий Карасин в интервью агентству «Sputnik Беларусь», признавая прогресс в отношениях с Тбилиси, заявил, что Москва не намерена отказываться от признания независимости Абхазии и Южной Осетии – «это нереально». «Грузия настаивает… но мы призываем ее исходить из новых реалий», – подчеркнул Карасин.
В ответ партнер Карасина по российско-грузинским переговорам в «пражском формате» Зураб Абашидзе заявил, что «Грузия никогда не смирится с «новой реальностью» в регионе». «Той же позиции придерживается абсолютное большинство мирового содружества… Насколько продуктивным может быть постоянный разговор с российской стороной о так называемой новой реальности в регионе?!» – задался вопросом Абашидзе. По его словам, Тбилиси никаких иллюзий не строит, их и не было, и дальнейшие действия по улучшению российско-грузинских отношений, в частности вопрос либерализации визового режима, решать именно Москве, а Тбилиси, сам давно отменивший визовый режим для граждан России, навязывать ей какие-то решения не может и не будет пытаться.