Глава МИД Белоруссии Владимир Макей (справа) провел встречу с представителями Совета Евросоюза. Фото с сайта www.mfa.gov.by
Накануне встречи с президентом России Владимиром Путиным, которая состоялась вчера в Москве, глава Белоруссии Александр Лукашенко укрепил свои переговорные позиции, заручившись поддержкой ЕС. Делегация Европейского союза побывала в Минске накануне.
Александр Лукашенко хорошо подготовился к поездке в Москву. Сначала он дал шестичасовое интервью российским СМИ, в котором четко изложил свое отношение к интеграции на постсоветском пространстве, имея в виду как Союзное государство, так и Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Суть риторики белорусского президента в том, что если позиция России по проблемным экономическим вопросам интеграции не изменится, Минск иначе посмотрит на политическую составляющую двусторонних отношений.
Лукашенко хотел бы: покупать нефть и газ у России по внутрироссийским ценам, иметь возможность самостоятельно добывать нефть на территории ближайшей союзницы, без ограничений торговать на рынке соседней страны. Разумеется, что при этом он хотел бы вести самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику.
Затем, спустя пару дней, накануне поездки в Москву, Александр Лукашенко принял у себя в Минске представительнейшую делегацию ЕС. «Самый масштабный визит в истории», – рассказывали о нем белорусские СМИ. В составе делегации – представители Комитета по политике и безопасности Совета ЕС, Европейской службы внешних действий и Еврокомиссии. Всего 30 человек во главе с руководителем упомянутого Комитета по политике и безопасности Совета ЕС Уолтером Стивенсом. Вышеупомянутый комитет – как раз та организация, которая определяет, с кем ЕС будет вести политический диалог.
Европейские гонцы встретились не только с Лукашенко, но и с сотрудниками МИДа, и с представителями оппозиции. Раньше эта структура не проявляла никакого интереса к Белоруссии, отмечают местные эксперты. Масштабность визита подтверждает сказанное Уолтером Стивенсом во время встречи с Лукашенко: Европейский союз хочет начать новую главу в отношениях с Белоруссией.
В ходе встреч стороны высказали свое понимание того, как должна выглядеть эта глава. Александру Лукашенко хотелось бы, чтобы ЕС сейчас «внес вклад в укрепление экономической независимости Беларуси». Для этого, по его мнению, необходимо устранить ограничения в торговле, обеспечить реальный доступ белорусских товаров на рынок ЕС, оказать содействие в выстраивании отношений с МВФ и повышении позиции Беларуси в кредитном рейтинге Организации экономического сотрудничества и развития, а также поспособствовать «активизации переговоров о вступлении Беларуси в ВТО».
Белорусский президент подчеркнул отличную от России позицию Минска в отношениях с ЕС, предложив Минск в качестве переговорной площадки между Востоком и Западом. «Не могу не сказать о нашей озабоченности нарастающим антагонизмом между Евросоюзом и Россией», – заявил Лукашенко и предложил собраться «международным экспертам» в Минске для обсуждения этого вопроса. «Беларусь все больше воспринимается как полюс стабильности в регионе, и в этом нет ничего удивительного. Наша страна – единственная из шести участниц «Восточного партнерства», где отсутствуют военные и замороженные конфликты», – аргументировал он важность своей страны для региональной политики.
Белорусские официальные источники не очень-то цитировали предложения другой стороны. Однако, по информации председателя Объединенной гражданской партии Анатолия Лебедько, ЕС по-прежнему требует от Белоруссии реформирования избирательного законодательства, регистрации политических партий и общественных организаций, а также реабилитации участников митинга 19 декабря 2010 года, который состоялся после президентских выборов. Об этом члены делегации ЕС рассказали во время встречи с белорусской оппозицией.
Еще одна информационная атака, сопровождающая визит Лукашенко в Москву, состоялась в тот же день, что и визит. В Минске проходило совместное заседание коллегии МИД России и Белоруссии. Глава белорусского МИДа Владимир Макей выполнил свою дипломатическую функцию и заявил, что «практически по всем вопросам внешнеполитические подходы Москвы и Минска совпадают». Однако, даже придерживаясь дипломатического этикета, Владимир Макей счел возможным довольно твердо напомнить, что договорная база ЕАЭС позволяет Белоруссии перерабатывать европейскую продукцию и продукты переработки поставлять в Россию. Претензии на этот счет российских ведомств, по его словам, необоснованны. Впрочем, так же как и действия российских пограничников, которые вдруг только сейчас вспомнили, что граждане третьих стран не могут въезжать в Россию через белорусскую границу. «Таких проблем в наших отношениях быть не должно. Беларусь заинтересована в том, чтобы их не было, потому что мы являемся транзитным государством», – сказал он.
Минск