Нурсултан Назарбаев и Синдзо Абэ договорились о расширении сотрудничества. Фото Reuters
Япония инвестирует в экономику Казахстана 1,2 млрд долл. Астана, в свою очередь, пообещала передать в управление японским компаниям индустриальные и специальные экономические зоны. Таковы итоги визита Нурсултана Назарбаева в Токио, где он имел аудиенцию у императора Акихито, а также провел переговоры с премьер-министром Синдзо Абэ. Несмотря на то что финансовые возможности у Японии не такие широкие, как у Китая, Токио, похоже, может составить конкуренцию Пекину в Центральной Азии.
В Токио Нурсултан Назарбаев разбил бочку саке. Церемония разбивания (удар по деревянной крышке большой бочки с саке специальным молотком) в Японии символизирует начало нового большого дела. Нынешняя бочка саке, разбитая в Токио президентом Назарбаевым символизировала начало работы нового завода в Алма-Ате – по производству стальных канатов японской компании Tokyo Rope Almaty. В будущем году эта традиция будет продолжена – планируется запуск Алма-Атинского метизного завода (АМЗ). Еще 13 проектов на общую сумму 1,2 млрд долл. японским бизнесменам предстоит реализовать в Казахстане до 2019 года. Соглашение было подписано в Токио в ходе визита президента Казахстана.
Япония в Центральной Азии присутствует давно. Еще в 90-х годах японский бизнес начал реализовывать различные проекты, особенно в Казахстане. В частности, японские корпорации оказывали помощь в модернизации нефтеперерабатывающих заводов, работали в урановом сегменте Казахстана. Более того, Япония пыталась конкурировать с Россией в строительстве АЭС в республике. Сейчас этот проект не актуален из-за профицита электроэнергии в Казахстане.
Для Японии важно и политическое присутствие в Центральной Азии. Регион превращается в арену столкновения интересов и соперничества ведущих держав. Общая геополитическая ситуация в Центральной Азии определяется ростом противоречий на мировой арене между региональными державами и обострением борьбы за геополитическую ориентацию и природные ресурсы Центральной Азии. Однако, как сказал «НГ» директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев, «присутствие Японии в Центральной Азии не идет ни в какое сравнение с активностью более крупных геополитических игроков, например России, США или Китая».
По словам Сатпаева, Япония ревниво относится к чрезвычайной активности Китая во многих регионах мира, особенно там, где она теряет позиции. Если брать Центральную Азию, то именно активность Пекина подстегивает Токио к тому, чтобы Япония здесь увеличила свое присутствие. Не случайно премьер-министр Синдзо Абэ предложил создать фонд для Центральной Азии в размере 30 млрд долл. Об этом сообщил специальный представитель Министерства иностранных дел Японии по странам Центральной Азии Тосихиро Аики в ходе конференции Московского центра Карнеги «Центральная Азия на перепутье: Интересы глобальных и региональных игроков». В прошлом году в ходе визита в страны Центральной Азии Абэ указывал на то, что для Японии этот регион представляет определенный интерес как с точки зрения экономических проектов, так и безопасности. «Именно поэтому Япония в течение многих лет традиционно поддерживала проекты по глобальной безопасности и афганской теме в регионе. В отличие от других стран Япония пыталась реализовать здесь проекты, которые не имеют прямой экономической выгоды, но в какой-то степени могли бы способствовать снижению региональной напряженности», – сказал Досым Сатпаев.
Казахстанский лидер встретился в Токио с представителями деловых кругов Японии и пообещал им ряд привилегий для ведения бизнеса в Казахстане. Назарбаев обратил внимание, что инвесторы в приоритетных отраслях освобождаются от уплаты корпоративного подоходного и земельного налогов сроком на 10 лет, налога на имущество – на 8 лет. «У нас либеральный налоговый режим и достаточно простое налоговое администрирование – всего 13 налогов. Гарантируется стабильность законодательства в отношении налоговых ставок и в сфере занятости. В 2015 году мы расширили список безвизового режима для граждан 35 стран мира, и в следующем году он будет доведен до 56 государств. Инвесторы из Японии могут свободно въезжать в Казахстан». Он также рассказал о работе специальных экономических зон, где предоставляется пакет льгот и упрощение разрешительных процедур, а также индустриальных зон, участникам которых государство обеспечивает необходимую инфраструктуру. «Мы готовы предоставить японским компаниям площадку для реализации проектов в специальных и индустриальных зонах. Кроме того, готовы передать такие зоны в управление японским компаниям», – сказал президент Казахстана.
Назарбаев выразил уверенность в том, что казахстанские масштабные экономические инициативы заинтересуют бизнес Японии. В числе приоритетных направлений - химия и нефтехимия, инновационные технологии, государственно-частное партнерство, энергетика, финансы, производство строительных материалов, туризм и торговля. Но наиболее перспективными являются соглашения в стратегически важных сферах, таких как строительство и эксплуатация ветроэнергетической станции в Мангистауской области, совместное использование нейтронного облучения и производство радиоизотопов.
«Власти страны заинтересованы в появлении в Казахстане японских инвесторов. В первую очередь в тех сферах, которые не связаны с добычей сырья. А учитывая то, что у Японии здесь есть хорошие наработки, для казахстанского правительства присутствие японского бизнеса является попыткой ускорить реализацию индустриально-инновационной программы, которая тормозится по разным причинам», – отметил Досым Сатпаев. По его словам, несмотря на то что общая сумма проектов небольшая, всего 1,2 млрд долл. (в сравнении с китайскими вложениями), можно предположить, что все проекты будут реализованы. «Зная японский менталитет, как тщательно они подходят к выбору проектов в отличие от представителей других стран, можно предположить, что участники проекта попытаются их реализовать, главное чтобы у них внутри Казахстана не возникли проблемы», – говорит Сатпаев. По его словам, то, что подписывают президенты на высоком уровне, не всегда реализуется на уровне регионов. «Возникает большое количество проблем. Это и коррупция и самоуправство акимов (главы регионов. – «НГ»), которые пытаются представить регионы своеобразной вотчиной. Из-за этого бизнес страдает. Есть государственная политика по привлечению инвесторов, но нет региональной политики направленной на их удержание», – сказал эксперт.