Экс-премьер Украины Павел Лазаренко опять оказался в центре внимания. Фото Reuters |
Группа следователей ФБР прибыла в Киев для допроса украинских политиков в связи с «делом Лазаренко». В числе свидетелей – лидер партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко, которая сейчас является главным политическим конкурентом президента Петра Порошенко. Примечательно, что новость о Лазаренко появилась сразу после обнародования в открытом доступе деклараций об имуществе действующих политиков и чиновников.
О прибытии в Киев группы следователей ФБР сообщила главный редактор издания «Гордон» Алеся Бацман. «Источник я раскрыть не могу, но это достоверная информация», – заверила она «НГ».
По ее данным, планируется опрос примерно трех десятков человек – по гражданскому иску, который Лазаренко подал к правительству США. Новый судебный процесс должен начаться в январе 2017 года.
Напомним, Павел Лазаренко был главой правительства Украины в период президентства Леонида Кучмы, в 1996–1997 годах. Юлия Тимошенко в то время возглавляла корпорацию «Единые энергетические системы Украины» и формально не имела отношения к украинской политике. После конфликта с главой государства Лазаренко был уволен с должности, перешел в лагерь оппозиции, а затем попытался сбежать за границу.
В 1999 году он был задержан в Нью-Йорке. В США Лазаренко обвинялся в отмывании денег, полученных незаконным путем (фигурировала сумма в 250 млн долл.). В начале 2000-х в Украине его обвиняли также в причастности к организации заказных убийств. Сам экс-премьер утверждал, что все дела против него были сфабрикованы по указанию президента Кучмы.
В то время, когда в Украине началась оранжевая революция, в США были признаны безосновательными многие пункты обвинения против Лазаренко. А после прихода к власти Виктора Ющенко украинские суды признали, что подозрения в причастности к заказным убийствам не подтвердились.
В 2005 году Лазаренко в интервью «НГ» заявил, что с него сняли 90% обвинений. По его словам, единственной причиной, по которой американский суд не смог вынести оправдательный приговор по оставшимся пунктам, стало то, что «Генпрокуратура Украины так и не предоставила имеющиеся в ее распоряжении документы», подтверждающие невиновность экс-премьера. Лазаренко тогда так пояснил ситуацию: «Начиная с 1997 года именно я был главной мишенью в вопросах борьбы с коррупцией, на этом была построена вся предвыборная кампания Кучмы. Кто меня объявил главным коррупционером страны? Кто направил в США 155 тыс. страниц сфабрикованных материалов? Против меня работала государственная машина, сотни сотрудников прокуратуры, МВД, СБУ. Их работа сводилась фактически к сокрытию и фальсификации улик. И они, конечно, не могут сегодня просто так заявить, что, например, Лазаренко чист перед законом. Ведь такое признание для них равносильно явке с повинной».
Примерно в то время бывший премьер собрался восстановить справедливость – и вернуться в Украину под американской защитой. Он сказал «НГ», что «официально передал имеющиеся у меня материалы в офис генпрокурора США. Речь идет, в частности, о платежных поручениях, переводе фондов на компании, которые контролировались Кучмой и его окружением». По словам Лазаренко, значительная часть материалов касалась обстоятельств приватизации сотен крупных украинских предприятий (с начала 1990-х до 2004 года). Именно приватизация породила класс украинских олигархов, которые считались окружением Кучмы.
Тогда Лазаренко надеялся, что команда Ющенко, в которой Юлия Тимошенко занимала пост главы правительства, не только поможет ему вернуться на родину, но и станет союзником в борьбе против Леонида Кучмы и олигархов. Но этого не произошло. Работавший в 2005-м генпрокурором Святослав Пискун, узнав о планах опального политика, предостерегает его от возвращения на родину: «Я ему не советую этого делать». Пискун сказал, что экс-премьер сразу же будет арестован.
Через год Лазаренко предпринял еще одну попытку вернуться. К парламентским выборам 2006-го в Украине была создана новая политическая сила, объединившая три партии под названием «Блок Лазаренко». Но к выборам ее не допустили, а попытки экс-премьера обжаловать решение украинской власти в Европейском суде по правам человека ни к чему не привели.
В августе 2006 года Лазаренко был приговорен судом в Калифорнии к девяти годам тюремного заключения и штрафу в размере 10 млн долл.
1 ноября 2012 года он вышел из американской тюрьмы Terminal Island на свободу. По информации New York Times, за время вынужденного пребывания в США украинский экс-премьер, которому исполнилось 63 года, завел новую семью и сейчас воспитывает троих малолетних детей. Он по-прежнему считает, что американская система пошла на поводу у украинских силовых структур, которые, преследуя Лазаренко, выполняли политическое поручение Кучмы.
Любопытно, что ни те документы, которые более 10 лет назад экс-премьер передал американскому правосудию, ни информация о показаниях свидетелей, подтверждавших слова Лазаренко, за это время никогда не упоминались и не использовались. Но в Украине о них не забыли. Поэтому новость о прибытии в Киев группы следователей ФБР привлекла внимание.
Руководитель Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала считает, что эта новость может быть «искусственно созданным информационным поводом, который призван отвлечь внимание от информации о благосостоянии представителей нынешней украинской власти». Эксперт обратил внимание, что новость, обнародованная не правоохранительными органами, а журналисткой, появилась в тот момент, когда украинское общество переживает настоящий шок от увиденного в электронных декларациях политиков и чиновников: «Богатства Лазаренко на фоне состояний нынешних богачей выглядят просто смешно».
Виталий Бала считает, что время, когда возвращение экс-премьера могло бы повлиять на политические расклады в Украине, уже прошло.
При этом с лета с.г. Юлия Тимошенко вышла на первое место в рейтинге политических симпатий. Если бы президентские выборы проводились в этом году, то лидер партии «Батькивщина» получила бы примерно в полтора раза больше голосов, чем президент Порошенко (13,7% против 7,9%, по данным КМИС).
Руководитель Института украинской политики Константин Бондаренко считает, что именно с ростом популярности Тимошенко может быть связана новость о том, что ее собираются допросить следователи ФБР: «Кто эти люди, когда и с какими полномочиями они приехали в Киев (приехали ли?) – мы не знаем ничего. Но упоминание Тимошенко выглядит как попытка дергать за старые ниточки, чтобы дискредитировать. И как намек самой Тимошенко, что не стоит ни приближать досрочные выборы, ни пытаться вывести людей на улицы».
В «Батькивщине» вчера в первой половине дня не располагали никакой информацией о якобы предстоящем допросе лидера партии американскими следователями.
Сам Лазаренко ранее всегда отказывался от комментариев о его отношениях с Тимошенко в конце 1990-х. В упомянутом интервью «НГ» он единственный раз назвал ее имя в контексте несправедливых обвинений: «Вот, например, было такое уголовное дело под номером 49 800. Оно касалось векселей «Нафтогаза Украины», которыми Юлия Тимошенко вроде бы в 2002 году рассчиталась с российским «Газпромом». Я тоже был фигурантом этого дела. Это происходило во времена борьбы Кучмы против оппозиционной «Громады», лидерами которой были Лазаренко и Тимошенко. С тех пор много воды утекло. И в России, и в Украине закрыты (за отсутствием состава преступления) все уголовные дела, связанные с теми векселями. Но моя фамилия до сих пор упоминается в контексте этого закрытого дела! Экс-генпрокурор Святослав Пискун лично сказал мне, что ситуация абсурдна, но он не может ее изменить, потому что «это дело политическое».
Киев