Томас Шэннон прозондировал
ситуацию в Центральной Азии. Фото со страницы Госдепа США в Flickr |
Делегация Госдепа США во главе с заместителем госсекретаря по политическим вопросам Томасом Шэнноном 29 октября в Ташкенте завершит пятидневный визит в страны Центральной Азии. Ситуация в Узбекистане, складывающаяся после смены руководства, вызывает повышенный интерес США – процессы в этой стране могут оказать влияние на весь регион.
Первый в своей жизни визит в Центральную Азию Томас Шэннон начал с Казахстана. Он сообщил, что США будут участвовать в ЭКСПО-2017, и даже нашел время осмотреть американский павильон. По его словам, ЭКСПО рассматривается как «важный элемент взаимоотношений Астаны с Вашингтоном». «Для Казахстана это возможность представить себя как нового глобального игрока, в том числе и в области энергетики», – заявил Томас Шэннон на встрече в Астане с председателем правления АО «НК «Астана ЭКСПО-2017» Ахметжаном Есимовым. С вице-премьером казахстанского правительства Аскаром Маминым гость обсудил роль американского бизнеса в экономическом развитии Казахстана.
«Именно Казахстан находится в центре внимания не только Госдепартамента США, а в целом аналитических структур. Это проявляется в многочисленных докладах различных американских мозговых центров именно по Казахстану. Самое главное, что их интересует, это вопрос о сохранении после ухода Назарбаева той внешнеполитической ориентации, которую в Казахстане именуют многовекторной внешней политикой», – сказал «НГ» директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев.
По мнению Сатпаева, из всех стран Центральной Азии именно с Казахстаном у США сложились партнерские отношения, несмотря даже на создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС) или на то, что республика является членом ОДКБ. «Естественно, Белый дом крайне заинтересован в неизменности курса Астаны при смене власти. Поэтому я думаю, что визиты в регион такого рода участятся и вне зависимости от того, кто будет в Белом доме – республиканцы или демократы: нефтегазовое лобби есть и среди демократов, и среди республиканцев», – отметил Сатпаев.
В четверг Шэннон находился уже в Бишкеке. Киргизия сегодня вошла в очередную политическую турбулентность. Уровень взаимоотношений Бишкека и Вашингтона понижен до минимального после того, как Киргизия в одностороннем порядке разорвала подписанное в 1993 году соглашение о сотрудничестве с США. Тем не менее для Вашингтона, по мнению американских аналитиков, Киргизия – то самое пограничное государство, которое может занять более мягкую позицию в отношениях с США. В частности, Киргизия выражает определенную разочарованность членством в ЕАЭС, снижением российской инвестиционной активности. Американцы уловили этот месседж и, как считает Досым Сатпаев, готовятся к новым отношениям с этой страной. В частности, Томас Шэннон после переговоров с президентом Алмазбеком Атамбаевым заявил, что «Киргизия и США продолжают совместную работу над соглашением, которое будет основой для нового партнерства». В следующем году в Киргизии должны состояться президентские выборы. Вашингтон рассчитывает на то, что смена руководства в Киргизии приведет к изменению внешней политики Бишкека. В киргизской столице на встрече со студентами он пояснил, что внимание США обращено на сотрудничество в плане демократии. Шэннон подчеркнул при этом, что военная база Манас «не представляет интереса для Америки», хотя вопросы безопасности в регионе американцев, безусловно, волнуют.
Год назад Госдеп создал контактную группу С5+1 (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан и Туркмения плюс США), которая будет служить «платформой для совместных усилий по решению общих проблем, в том числе по безопасности». В августе этого года были разработаны пять проектов, на которые США готовы потратить 15 млн долл. «С запуском этих проектов мы надеемся достичь конкретных результатов, которые повысят безопасность, экономические связи и возможности стран Центральной Азии по адаптации к изменению климата», – заявил Шэннон.
Созданная платформа С5+1 дает американцам достаточное представление о позиции каждой из стран. Поэтому в тур представителей Госдепа по Центральной Азии не вошли Туркмения и Таджикистан. В этих странах американского присутствия гораздо меньше, чем, например, в Казахстане. «Явное экономическое присутствие США – только в Казахстане. Что же касается Узбекистана, то американцы рассчитывают, что смена власти может в какой-то степени сблизить отношения Ташкента и Вашингтона», – сказал Досым Сатпаев. При этом эксперт убежден, что резкого колебания курса у Узбекистана не будет. Во всяком случае, на первых порах. И.о. президента Шавкат Мирзиёев недавно заявил, что продолжит политику предшественника: Узбекистан будет отстаивать в первую очередь свои интересы и не станет входить ни в какие региональные блоки. «Полагаю, что какой-то период времени Узбекистан продолжит в точности линию Ислама Каримова. Со временем можно ожидать некоторых незначительных перемен. Но опять же нужно учитывать и фактор внешнего давления на Узбекистан. Скажем, и Китай, и Россия заинтересованы во втягивании Узбекистана в сферу своего влияния», – сказал Сатпаев. Он считает, что Китай заинтересован в том, чтобы Узбекистан отошел от слишком тесного взаимодействия с США. «Я, будучи в Чикаго месяц назад, внимательно выслушал выступления китайских экспертов. Они открыто говорят, что Пекин полностью поддерживает тот транзит власти, который осуществляется в Узбекистане, потому что он проходит мирно и бесконфликтно, и это их устраивает. По их заявлению, любая дестабилизация обстановки в Узбекистане автоматически скажется на регионе и может ударить по стабильности в Синьцзяне. Во-вторых, они категорически не приемлют любые попытки США и западных игроков реализовать те или иные модели революций или переворотов, четко заявив, что Китай будет выступать очень жестко против таких механизмов», – сказал Сатпаев. Таким образом, получается, что Россия и Китай имеют общий интерес в сокращении влияния Запада в центральноазиатском регионе.