Депутатов Верховной рады на плодотворную работу воодушевили показом военной техники. Фото с сайта www.rada.gov.ua
Сегодня в Берлине запланирована встреча лидеров «нормандской четверки». Предполагалось, что Ангела Меркель, Владимир Путин, Франсуа Олланд и Петр Порошенко смогут найти выход из тупиковой ситуации с выполнением Минских соглашений. Накануне этой встречи в Украине начались военные учения, а Верховная рада целый день занималась законопроектами, связанными с обороной и безопасностью.
Утром киевляне увидели возле парламента бронемашины. Они были припаркованы вдоль улицы Грушевского, в нескольких метрах от здания Верховной рады. Фотокорреспонденты зафиксировали, как в само здание заносили коробки с оружием и боеприпасами.
Выяснилось, что для депутатов организовали спецвыставку достижений местной оборонной промышленности. Так, их вдохновляли на голосование за законы, связанные с обороной.
Вчера же Минобороны сообщило о старте по всей территории страны стратегических командно-штабных учений «Рубеж-2016». В них участвуют органы военного управления стратегического и оперативно-стратегического уровня, а также воинские части (подразделения) всех компонентов ВСУ.
Один из военных экспертов на условиях анонимности сказал «НГ», что учения важны, но имеют важный недостаток: «В Украине так и не была сформирована система территориальной обороны абсолютно, я считаю, необходимая в условиях гибридной войны. Все понимают, что нужно формировать такую систему на местах – в каждой области, в каждом районе. Но центральная власть опасается». Собеседник «НГ» отметил, что этот вопрос, а также вопрос развития оборонно-промышленного комплекса должна была бы в первую очередь решать Верховная рада.
Вынесенные вчера на рассмотрение документы в основном были посвящены урегулированию отдельных нюансов функционирования этой сферы. Например, одним из законопроектов предлагалось расширить список местных органов власти, руководителей учреждений, организаций, учебных заведений, которые обязаны помогать военкоматам в вопросах, связанных с проведением призыва на срочную службу. Ранее такие обязанности гражданским лицам вменялись только в населенных пунктах, где нет военкоматов, преимущественно – в селах. Верховная рада отменила эту поправку, обязав все местные органы власти, вузы, школы доставлять повестки и контролировать прибытие призывников к месту вызова.
Вчера вечером планировалось также принять закон о формировании единого государственного реестра военнообязанных (ранее учет велся на уровне районов и областей). Кроме того, депутаты собирались уточнить перечень лиц, которые не являются военнообязанными. Например, речь шла об освобождении от службы лиц, имеющих на содержании детей-инвалидов. А студентов медицинских вузов, наоборот, планировалось внести в список: депутаты готовились принять закон об обязательном прохождении всеми студентами-медиками военной подготовки по программе офицеров запаса медслужбы.
Депутаты рассмотрели также блок финансовых вопросов: установили специальные пенсии для участников АТО, указав суммы единоразовых выплат (от 5,5 до 36,5 тыс. долл. в пересчете) военнослужащим, ставшим инвалидами, а также семьям погибших.
Споры вызвал законопроект о размере содержания контрактников и солдат срочной службы. Речь шла о том, что сразу после крымских событий в Украине уравняли эти суммы. Но к осени 2014 года Верховная рада и президент утвердили решение, согласно которому солдаты-срочники не направляются в зону АТО и не принимают участия в боевых действиях. Поэтому встал вопрос о том, что государство может тратить на выплаты им меньше, чем на зарплаты контрактников. Один из депутатов пояснил «НГ»: «Те, кто служит по контракту, получают (в зависимости от места службы) 100–400 долл. в месяц. А солдаты, которые учатся держать автомат в руках, получают деньги на карманные расходы – менее 10 долл. в месяц. Одни – на войне, постоянно рискуют жизнью, другие учатся жизни на мирной территории».
Представитель «Батькивщины» Сергей Соболев, выступая с трибуны Верховной рады, призвал коллег не менять законодательство, поскольку нынешние солдаты в любой момент могут отправиться в зону боевых действий: «Мы же видим, количество обстрелов в Донбассе нарастает, провокации не прекращаются». Представители пропрезидентских сил отмечали, что даже в случае возобновления масштабных боевых действий ВСУ обойдутся контрактниками, а солдаты-срочники останутся в резерве.
Не менее жаркие споры уже не в первый раз вызвал законопроект о сроках действия контрактов. Дело в том, что в 2014 году они заключались с формулировкой «на время особого периода». Под этим подразумевалось противостояние в Донбассе. Но в то же время Петр Порошенко, будучи еще кандидатом в президенты, заявил, что антитеррористическая операция не может продолжаться месяцами и должна быть закончена в течение недель или дней. Позже президент пояснил журналистам, что реальность не оправдала его заявления, поскольку «сепаратистов в Донбассе поддержали российские кадровые военные». Он утверждал, что в регионе находятся части армии РФ с военной техникой. И хотя антитеррористическая операция, по мнению власти, переросла в «отражение внешней агрессии», Киев не ввел военное положение и не отменил режим АТО. А контрактники оказались в заложниках политической ситуации: «особый период» растянулся – они обязаны служить. Пересмотреть эту норму вчера вечером собирались депутаты Верховной рады. По их информации, чиновники Минобороны возражали.
В парламентских кулуарах то и дело возникали споры по вопросу развития ситуации в Донбассе и вызовов, стоящих перед украинской армией. Ответы ожидается услышать сегодня после встречи лидеров «нормандской четверки» в Берлине.
Петр Порошенко, который находился вчера с визитом в Норвегии, сказал сопровождавшим его журналистам, что до встречи «нормандской четверки» запланированы отдельные переговоры: «Будет трехсторонняя встреча с канцлером Германии и президентом Франции, мы скоординируем позиции перед встречей (в формате «нормандской четверки». – «НГ»)». Отвечая на вопрос о перспективах разговора, подготовка к которому велась более года, Порошенко сказал: «Я оптимистичен относительно координации с ЕС. К сожалению, никто не знает, что в голове у президента РФ». Таким образом, он подтвердил обнародованную в Киеве информацию о том, что Олланд и Меркель якобы приняли украинский вариант «дорожной карты» по выполнению Минских соглашений: вначале пункты, связанные с обеспечением безопасности, затем – политическое урегулирование.
В последние дни Киев активно убеждал Запад в обоснованности именно такого порядка выполнения соглашений. Эта тема на прошлой неделе звучала в кулуарах сессии ПАСЕ. Затем получила продолжение в ходе встречи вице-премьера по вопросам евроинтеграции Иванны Климпуш-Цинцадзе с делегацией мониторингового комитета ПАСЕ. «Политическая часть Минских соглашений сейчас не может быть выполнена из-за ситуации с безопасностью. Даже миссия ОБСЕ не может попасть в отдельные районы на востоке Украины. Как в таких условиях украинская власть может провести там выборы?» – задала европейцам вопрос украинский вице-премьер.
Затем первый зампредседателя Верховной рады Ирина Геращенко, участвующая в работе переговорной группы в Минске, вместе с Иванной Климпуш-Цинцадзе встретилась с новым послом США в Украине Мари Йованович. «Очень подробно обсудили ситуацию с Минскими соглашениями, отметили принципиальность вопроса восстановления контроля над границей для Украины. Не будет контроля над границей – нам не удастся в полной мере обеспечить безопасность на оккупированном Россией Донбассе… Еще и еще раз говорили о последовательности выполнения блоков Минских соглашений: безопасность – гуманитарный блок – политический блок... Не может быть предпосылок для политического блока без устойчивого мира и вывода незаконных вооруженных формирований, наемников, техники», – рассказала о содержании беседы с американским послом Ирина Геращенко.
Украинская власть по-прежнему настаивает, что ситуация в Донбассе объясняется российским вмешательством. Хотя власть говорит о сохраняющейся угрозе «расширения агрессии», эксперты считают, что широкомасштабная война почти исключена. В этом контексте упоминают слова Владимира Путина (в ответ на вопрос журналиста о сроках противостояния в Донбассе): «Надеюсь, что не вечно, и надеюсь, что все эти проблемы решатся как можно быстрее».
Руководитель Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак считает, что пик военной угрозы пройден. Но с территории ДНР и ЛНР будет продолжаться и в отдельные моменты нарастать военное давление «с политической целью». По его словам, речь идет как о расшатывании Украины изнутри, так и о попытке добиться реинтеграции в состав Украины ДНР и ЛНР на условиях, выгодных республикам.
Политолог Сергей Таран считает, что эту проблему не смогут сегодня решить лидеры «нормандской четверки». Какие бы заявления ни прозвучали по итогам встречи, они не ознаменуют мир в Донбассе. «Пока что все это – только слова. Помня о том, чем закончилась история с Будапештским меморандумом (записанным на бумаге, с подписями, как положено), мы не можем верить на слово. И должны, готовясь к миру, делая все, чтобы мир наступил, не забывать, что лучшей гарантией мира является сильная армия», – сказал он, объясняя, почему Верховная рада занялась оборонными вопросами накануне встречи «нормандской четверки». Политолог считает, что депутаты не согласовывали свою повестку дня с внешнеполитическими планами президента: «Рассматривают, казалось бы, мелкие вопросы, нюансы. Но все это имеет огромное значение для армии, для каждого военнослужащего. Я считаю, что война стала возможной потому, что украинская власть все годы независимости не решала вопросы, интересующие армию. На ВСУ до 2014 года просто махали рукой, пребывая в убежденности, что на нас никто никогда не нападет. Эта ошибка стоила нам дорого».
Киев