Гига Бокерия возглавил внутрипартийный бунт против Михаила Саакашвили. Фото РИА Новости
Правоохранительные органы Грузии приступили к задержанию лиц, организовавших 8 октября погромы избирательных участков в селениях Кызыладжло и Джихашкари. Итогов парламентских выборов по пропорциональной системе данные этих участков никак не изменят. Тем не менее в Джихашкари ЦИК планирует повторить выборы в тот же день, когда будет проходить второй тур выборов по мажоритарным округам, то есть до 2 ноября.
В Кызыладжло вовремя прибывший спецназ спас избирательные урны, поэтому в этом селении Марнеульского района, компактно населенным азербайджанским меньшинством, переголосования скорее всего не будет. Не имеет практического смысла повторение выборов и в Джихашкари, где урнам и бюллетеням повезло меньше. Но, возможно, руководство Грузии ради подтверждения приверженности демократическим стандартам, небывало высоко на сей раз оцененных многочисленными западными наблюдателями, решится на этот шаг.
Другое дело, выборы по мажоритарным округам. Как уже писала «НГ» (см. номер от 11.10.16), по их итогам правящая «Грузинская мечта» (ГМ) может получить в парламенте конституционное большинство. Такую возможность грузинские эксперты оценивают по-разному. Но многие из них склоняются к тому, что этот сценарий таит в себе серьезную опасность. Ибо неформальным лидером не только партии, но и всей Грузии, человеком, влияющим на принятие важнейших решений, остается олигарх Бидзина Иванишвили – лицо, электорату никак не подотчетное и несущее ответственность разве что перед самим собой такой «статьей» или категорией, как совесть.
Ситуация могла быть хуже, если бывшая партия власти «Единое национальное движение» (ЕНД) – ныне главная, если не единственная оппозиционная сила в стране, вняв призывам из Украины своего неформального лидера Михаила Саакашвили, встала бы на путь бойкота и парламента, и второго тура выборов.
Несмотря на отсутствие претензий со стороны других неудачников избирательной кампании, нареканий со стороны множества наблюдателей, экс-президент обрушился на власть с обвинениями в тотальной фальсификации и потребовал от сопартийцев отказаться от полученных в парламенте мест, от второго тура и продолжить борьбу на улице: когда весь мир увидит в Грузии однопартийный парламент, то поймет, что здесь нет демократии, а Иванишвили – это Ким Ир Сен. Но если чего и добился этим заявлением Саакашвили, то только укрепил мнение о том, что им часто движут личные мотивы и амбиции.
В ЕНД его требование сформировало два лагеря. Одни взяли его сторону, другие же, во главе не с кем-нибудь, а бывшим секретарем Совбеза Грузии Гигой Бокерия, сочли, что выполнение требования экс-президента ведет к неминуемой маргинализации партии, и объявили о готовности продолжить борьбу с ГМ в стенах парламента. Верх взяла точка зрения Бокерии. Так самая структурированная партия страны оказалась перед угрозой раскола.
С одной стороны, экс-президент действительно стал обузой для ЕНД. Эксперты фиаско националов объясняют в числе прочего и необдуманными агрессивными заявлениями Саакашвили во время избирательной кампании. Каждое его телевизионное включение из Одессы, легкомысленные обещания вплавь пересечь Черное море или прорыть тоннель и так дойти до Грузии оборачивалось для ЕНД потерей голосов, говорят политологи. В их числе и близкие к националам. Но, с другой стороны, отказываться от Саакашвили националам нельзя. Заметно большую часть их электората составляют поклонники конкретно экс-президента, а не Бокерии или кого-то другого из лидеров ЕНД. Отмежевание от Саакашвили скорее добьет партию, чем обернется успешным обновлением.
Не стоит и самому экс-президенту, считают они, дистанцироваться от части проверенных соратников и задумывать формирование новой партии. Во-первых, он остается в розыске, приехать в Грузию не может перед угрозой немедленного ареста, а создавать некую структуру в виртуальном режиме с надеждой на конкретные политические результаты – затея сомнительная. А во-вторых, ничего фатального для ЕНД в расхождении мнений о партийной тактике действий нет. Возможно, наоборот: на фоне фактически беспрекословного послушания ГМ Бидзине Иванишвили ЕНД в данном случае в глазах избирателя начинает выглядеть более живой структурой, в которой вполне дозволительно иметь собственное мнение и большую свободу действий.
Тем не менее ЕНД оказалось перед серьезным испытанием. Пережить острые противоречия между первыми лицами, находясь при этом в психологически подавленном состоянии, удавалось немногим организациям.