Фото Rob Stothard\Gettyimages.ru
В Минобороны РФ состоялся брифинг, посвященный крушению рейса MH-17 в июле 2014 года над Донбассом. Были представлены записи средств объективного контроля, сделанные в районе катастрофы в момент крушения малайзийского Boeing 777. Брифинг провели за два дня до предварительно объявленного Объединенной международной следственной группой представления доклада о первых результатах в уголовном расследовании в связи с гибелью лайнера.
Вчера в ходе брифинга журналистам были представлены записи средств объективного контроля, которые прокомментировали представитель АО НПО «Лианозовский электромеханический завод» заместитель главного конструктора трассового радиолокационного комплекса (ТРЛК) «Утес-Т» Виктор Мещеряков и начальник радиотехнических войск генерал-майор Андрей Кобан.
ТРЛК «Утес-Т» размещен вблизи поселка Усть-Донецкий Ростовской области. В 175,6 км от места катастрофы и 86,4 км от российско-украинской границы. Этот комплекс является частью системы наземных средств обеспечения безопасности полетов и обеспечивает документирование и воспроизведение радиолокационной информации.
Максимальная дальность обнаружения воздушных объектов (ВО) вторичного радиолокатора (ВРЛ) «Утеса», который принимает сигнал ответчика самолета, не менее 400 км (при этом фиксируется номер ВО и его высота). Первичный радиолокатор (ПРЛ) этого комплекса обрабатывает радиосигнал, отраженный от ВО, покрывая не менее 360 км.
По данным ТРЛК «Утес-Т», события 17 июля 2014 года развивались следующим образом. Малайзийский Boeing сначала был обнаружен ВРЛ на удалении 404 км в 13 ч. 4 мин. 26 сек., а затем ПРЛ на удалении 362 км в 13 ч. 7 мин. 19 сек. Boeing был зарегистрирован под номером 0143, высота его полета составляла 10 060 м, скорость – 909 км/ч. По словам Виктора Мещерякова, от момента обнаружения рейса МН-17 до его крушения локаторы ТРЛК никаких других ВО вблизи лайнера не зафиксировали (на удалении ближе 30 км). В момент разрушения МН-17 также не видно посторонних ВО, которые могли бы стать причиной крушения.
Генерал-майор Кобан уточнил, что в это время над территорией РФ вблизи границы был обнаружен БПЛА «Орлан-10», который исполнен из композитных материалов и малозаметен для РЛС. Андрей Кобан также пояснил, что ракета ЗРК «Бук» сделана из металла и имеет длину 5,5 м, 0,4 м в диаметре и ширину крыльевого оперения в 1 м. То есть она является более заметным объектом для РЛС, чем «Орлан». И ее присутствие не было зафиксировано средствами объективного контроля. По данным ПРЛ, в течение 8 мин. наблюдалось развитие катастрофы. Генерал-майор Кобан подчеркнул: «В период, предшествующий крушению Boeing, приближение каких-либо объектов к нему с восточной стороны, в том числе со стороны населенного пункта Снежно, не обнаружено». Он также добавил: «Если бы малайзийский Boeing сбила ракета, выпущенная из любого района, находящегося восточнее точки катастрофы, то она была бы обнаружена ПРЛ. Технические возможности российских средств объективного контроля не позволяют сделать вывод о том, был ли произведен пуск ракеты с территории, находящейся южнее либо западнее точки катастрофы».
Российские специалисты считают, что прояснить ситуацию могли бы данные, полученные с американских спутников, но они до сих пор не обнародованы. В день катастрофы была зафиксирована работа РЛС ВСУ, что подтверждает наличие украинских средств ПВО в районе крушения самолета. Представитель Минобороны РФ также указал на тот факт, что до сих пор не обнародованы данные органов управления воздушного движения Украины. Информацией должны владеть гражданское ведомство воздушных сообщений и ВСУ, но они не спешат ими делиться. Исходя из этого, представитель Минобороны РФ пришел к выводу, что пуск ракеты был совершен с территории, подконтрольной ВСУ.
Глава пресс-службы Минобороны генерал-майор Конашенков, подытоживая брифинг, заявил: «Российская Федерация максимально заинтересована в установлении истинных причин катастрофы рейса МН-17 в небе Украины, произошедшей 17 июля 2014 года».
28 сентября Объединенная международная следственная группа, в состав которой входят представители полиции и прокуратур Голландии, Австралии, Бельгии, Малайзии и Украины, представит доклад о первых результатах в уголовном расследовании крушения Boeing 777 рейса МН-17 Малайзийских авиалиний. В ходе этого доклада будет указан вид вооружения, которым был сбит самолет, и возможное место, откуда был совершен пуск боеприпаса.