Петр Порошенко на встрече с украинской диаспорой в Нью-Йорке рассказал, с чем приехал в США. Фото с сайта www.president.gov.ua
Президент Петр Порошенко, выступая перед влиятельной в США украинской диаспорой, предложил Вашингтону подумать о введении новых санкций в отношении России. А также о предоставлении Украине летального оружия. Судя по тону заявления, в Киеве не надеются на быстрое урегулирование конфликта в Донбассе. И не собираются выполнять те рекомендации, которые на прошлой неделе озвучили в Киеве министры иностранных дел Германии и Франции.
Напомним, европейские посредники, участвующие в «нормандском формате», предложили украинской власти как можно скорее провести выборы местных органов власти в Донбассе и признать особый статус тех районов, которые неподконтрольны Киеву.
Украине порекомендовали отказаться от озвученного ранее условия: вначале решение всех вопросов, связанных с обеспечением безопасности, затем выполнение всех пунктов Минских соглашений, касающихся политического урегулирования. Франк-Вальтер Штайнмайер и Жан-Марк Эро сочли, что следует чередовать политические решения и шаги, направленные на установление мира на востоке.
В Киеве сразу обратили внимание на то, что мнение европейских министров созвучно обнародованному накануне заявлению главы МИД РФ Сергея Лаврова: «По нашему глубокому убеждению, линия Киева на то, чтобы сначала обеспечить режим полной тишины (как минимум в течение месяца) и только потом начать обсуждать политические аспекты Минских договоренностей, эта линия нацелена на то, чтобы затянуть процесс бесконечно».
Примечательно, что президент Порошенко, выступая в начале сентября на открытии Верховной рады, заверил депутатов и общество, что не станет продвигать политические решения до тех пор, пока в Донбассе не установится прочный мир и пока Украина не вернет контроль над всей территорией Донецкой и Луганской областей до границы с Россией.
Примерно в то же время глава МИД Украины Павел Климкин пояснил в интервью газете Welt, чем с точки зрения Киева опасен российский план. «Они видят Минск (итоги выполнения Минских соглашений. – «НГ») как способ легитимизации назначенной ими власти на востоке Украины. Они не желают допустить какого-либо контроля со стороны ОБСЕ – никакого доступа этой организации к российскому оружию в Донбассе и к границе между Россией и оккупированными украинскими территориями. Их цель – создание российского протектората, который потом станет очагом постоянной дестабилизации для всей Украины», – сказал он.
Климкину не удалось убедить в своей правоте немецкого и французского коллег. В ходе состоявшейся в выходные в Киеве ежегодной конференции «Ялтинская европейская стратегия» глава украинского МИДа обратился к западным участникам: «Евросоюз должен спросить себя: какую Россию он может себе позволить? Ту, которая позволяет себе нарушать договоренности?..»
Такой же вопрос украинской власти задают западные лидеры. В прошлую субботу, как сообщили информагентства, канцлер Германии Ангела Меркель в телефонном разговоре с Петром Порошенко призвала Киев как можно скорее выполнить свою часть Минских договоренностей (то есть принять необходимые политические решения) для урегулирования ситуации в Донбассе.
В украинской столице рекомендации европейских лидеров воспринимают с раздражением. Эксперты спорят о том, не понимают ли посредники, чем на самом деле обернется политическое урегулирование до решения проблем с безопасностью, или просто не хотят понимать. Руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко сказал, что так или иначе, но Эро и Штайнмайер ставят во главу угла предвыборные интересы. Он напомнил, что в следующем году во Франции состоятся выборы президента, а в Германии – парламентские выборы. «Они хотят поскорее закрыть украинский вопрос и преподнести это как собственный успех: вот, мол, какие мы миротворцы – можем на Нобелевскую премию мира претендовать!.. Эро и Штайнмайер торопятся, хотят использовать закрытие украинского вопроса как аргумент собственной политической состоятельности. Это их интерес, но у нас – свой», – сказал политолог изданию «Гордон».
В эти дни ситуация получила неожиданное продолжение: украинские СМИ узнали, что руководство Европарламента не рекомендовало европейским депутатам посещать Донбасс. Первый зампредседателя Верховной рады, член украинской части гуманитарной подгруппы на переговорах в Минске Ирина Геращенко сообщила, что подготовка к организации такой поездки началась в мае. «Евродепутаты сами выразили желание посетить не только Киев, но и восток Украины. Мы тщательно прорабатывали маршруты, предлагали различные города и поселки для посещения. Официальная программа была утверждена с соответствующим секретариатом Европарламента. И вот, за два дня до начала визита, украинская сторона получила официальное письмо, что президент Европарламента и все главы политических групп и фракций приняли решение ограничить официальную программу только Киевом. Из-за ситуации с безопасностью», – рассказала Геращенко.
В Киеве эта ситуация вызвала бурю негодования. Украинские депутаты снова заявили о европейских двойных стандартах в отношении Донбасса. «А как же вы настаиваете на проведении выборов на территориях, где вашим сотрудникам опасно находиться даже час? А как там будут находиться наблюдатели, молчу уже о безопасности избирательных участков... Там живут тысячи украинцев – кто позаботится об их безопасности? Или выборы нужны только для галочки, а не настоящие?» – возмутилась Ирина Геращенко. Она вскользь упомянула, что Франк-Вальтер Штайнмайер и Жан-Марк Эро только формально побывали в Донбассе – посетили безопасную и подконтрольную Украине зону. Не пообщавшись с местными жителями, сделали вид, что с безопасностью в Донбассе все нормально.
В отличие от министров три депутата Европарламента (гражданка Германии Ребекка Хармс, представляющая фракцию «Зеленые – Европейский свободный альянс», а также поляк Михал Бони и чех Яромир Штетина от Европейской народной партии) решили ехать на передовую в Донбассе. Их не остановила рекомендация Европарламента. «Нужно ехать, чтобы показать европейским депутатам результаты агрессии против Украины, настоящую картинку Донбасса. Не в тылу, в Славянске–Краматорске, а вблизи линии фронта», – написала Геращенко в соцсети.
Скандал развивается, однако на позицию украинской стороны это не повлияло. Политолог Владимир Фесенко отметил, что Украина перестала слепо выполнять европейские рекомендации: «Дело не только в том, что Украина нарастила дипломатические мышцы – за последние полгода позиция нашей дипломатии стала более жесткой, мы стали говорить европейцам «нет», хотя еще в прошлом году на такое не решались. Но главное – мы теперь действуем более реалистично, накопили трудный опыт, убедились, что не всегда наши западные партнеры выполняют взятые на себя гарантии, например, по Будапештскому меморандуму. Так что никаких односторонних уступок со стороны Украины в выполнении Минских соглашений больше не будет». Фесенко напомнил, что в ноябре в США состоятся президентские выборы, а с января новый американский президент приступит к работе. Это может повлиять на украинскую ситуацию.
Видимо, ориентируясь на будущие перемены, президент Порошенко в ходе нынешнего визита в США сделал несколько значимых заявлений во время встречи с украинской диаспорой. Он заявил о необходимости не только сохранения, но и расширения западных антироссийских санкций: «Хороший для нас результат мог бы дать современный аналог поправки Джексона–Вэника (речь идет о действовавшей с 1974 года поправке к Закону о торговле США, которым вводились жесткие ограничения в торговле с государствами, режим которых Вашингтон считал недемократичным. – «НГ»)».
Второй вопрос, который поднял Порошенко, был связан с поставками ВСУ летальных видов американского оружия. «Мы за эти два с половиной года доказали, что на нас можно положиться и нам можно доверять. Мы продемонстрировали, что Украина никогда не вела и не будет вести захватнических войн. От Украины никогда не поступало угрозы. И абсолютно безопасно передать нам летальное оружие. За свою землю мы будем бороться до последней капли крови», – заявил Порошенко. Тем самым он сказал, что Киев не пойдет на шаги, закрепляющие независимый или особый (автономный) статус ДНР и ЛНР, даже если дальнейшее противостояние выльется в возобновление боевых действий.
Предполагается, что все тезисы Петр Порошенко обнародует в своем выступлении в Нью-Йорке завтра.
Киев