Депутат Иван Винник (в центре) предложил частично ввести режим чрезвычайного положения. Фото со страницы движения «Солидарность» в Facebook
Украина может заменить местные органы власти военно-гражданскими администрациями в нескольких областях. С зимы 2015 года новшество ввели на подконтрольной Киеву части Донецкой и Луганской областей. В Верховной раде зарегистрирован законопроект о гибридных органах власти от границы с Крымом до зоны антитеррористической операции (АТО).
Автором документа значится депутат от «Блока Петра Порошенко» Иван Винник. В пояснительной записке он напомнил, как развивалась ситуация в Крыму и Донбассе. И призвал власть подготовиться к предотвращению кризисных сценариев в областях, которые ранее рассматривались в качестве «сухопутного коридора из РФ в Крым».
Депутат Винник отметил, что полуостров до сих пор в значительной мере зависит от Украины в вопросах поставок товаров, продуктов, воды, энергоносителей. Поэтому он считает, что «сухопутный коридор в Крым нужен государству-агрессору». Подготовкой к реализации опасных для Украины сценариев Иван Винник назвал «активизацию в пределах этих территорий (южные и восточные области Украины. – «НГ») подрывной деятельности апологетов русского мира». С другой стороны, как указал депутат, на территории Украины проявляются сепаратистские настроения. Чтобы противостоять угрозе, Верховной раде предлагается расширить практику формирования военно-гражданских администраций.
Украинский парламент утвердил такую форму управления для отдельных районов двух областей – Донецкой и Луганской. Решение было принято в феврале 2015 года. Тогда речь шла о том, что «гибридная» форма управления будет действовать примерно полгода, до местных выборов, которые состоялись в Украине осенью 2015-го. Но к моменту выборов все забыли о прежних обещаниях.
Таким образом, к настоящему времени украинскую власть в контролируемых Киевом районах Донецкой и Луганской областей представляют военно-гражданские администрации. По закону они входят в состав и подчиняются антитеррористическому центру Службы безопасности Украины. Соответственно в состав администраций Киев ввел силовиков и правоохранителей, которые в зоне антитеррористической операции имеют расширенные полномочия.
В 2015 году в Верховной раде звучали опасения, что такие органы власти создадут опасный для страны прецедент. В тот момент парламентский обозреватель Лилия Брудницкая пояснила в своей колонке, о чем идет речь: «Ввод в действие элементов военного положения без формального объявления такового. То есть военное положение частями. В розницу. Тактически это совершенно оправданный шаг (в условиях недееспособности местных органов власти в некоторых районах Донбасса в начале 2015 года. – «НГ»). Но стратегически… Разорвав связь между причиной и следствием (война – военное положение), авторы закона создали предпосылки для введения элементов военного положения без войны. Это лишь предпосылки. Но они созданы». Аналитик пояснила, что в будущем любой президент Украины сможет использовать подобный механизм для усиления своих позиций или сохранения своей власти.
Сейчас один из экспертов, попросивший не упоминать его имени, допустил, что руками депутата Винника команда Порошенко пытается укрепить свои позиции на случай досрочных парламентских выборов. «На юге и востоке они не только не наберут голосов – уйдут в минус. Очевидно, что там победит «Оппозиционный блок», выступающий за возобновление и нормализацию отношений с Россией, за переговоры с Донбассом. Чтобы этого не допустить, власть стремится загодя обеспечить контроль над ситуацией в форме военно-гражданских администраций», – сказал он. Собеседник «НГ» обратил внимание на то, что представители украинской власти в последнее время несколько раз громко заявляли о том, что Россия якобы готовит масштабное наступление на Украину. Но авторитетные военные эксперты считают вероятность такого сценария минимальной.
Вчера эксперт Центра военно-политических исследований Константин Машовец сказал украинскому изданию «Обозреватель»: «Любое действие военного характера, использование военной силы в адекватной государственной системе – это крайние меры. Ведь это очень затратно. Это связано с потерей ресурсов, начиная от человеческих и заканчивая финансовыми. Та или иная государственная машина пускает в ход военную силу только в крайних случаях». Подобного не наблюдается в отношении РФ к Украине на данном этапе.
Руководитель Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский считает, что украинская власть, заявляя об угрозах, тут же демонстрирует действия, которые направлены якобы на то, чтобы ликвидировать эти угрозы. Он пояснил «НГ»: «Команда Петра Порошенко понимает, что их позиции ослаблены. Недоверие нарастает и в обществе, и среди элит (ведь Порошенко, стремясь все поставить под свой контроль, идет фактически по пути Януковича). Число врагов растет. Удержать ситуацию под контролем мог бы авторитарный лидер, но любой диктатор силен тем, что имеет мощную поддержку снизу, симпатии значительной части общества. Это не наш случай. Что тогда? Военно-гражданские администрации?»
Погребинский заметил, что политику Киева наиболее активно отвергают в Херсоне, Николаеве, Одессе, Харькове. По его словам, на востоке и юге число противников нынешней линии и сторонников сближения с Россией может достигать половины населения.
Руководитель фонда «Демократические инициативы» им. И. Кучерива Ирина Бекешкина, ссылаясь на социологические исследования, сказала «НГ», что в восточных и южных областях Украины около 20% жителей поддерживают идею экономической интеграции в рамках СНГ. «Конечно, за время войны число сторонников вступления в Таможенный союз уменьшилось более чем в два раза. В 2013 году примерно половина населения Украины выступала за евроинтеграцию, а другая половина – за интеграцию на постсоветском пространстве. В Крыму, на юге и востоке Украины сторонников сближения с Россией было значительно больше, чем приверженцев евроинтеграции. Поэтому нынешние 20% тех, кто выступает, условно говоря, за Таможенный союз, – это не очень много (правда, значительная часть сейчас затруднилась с ответом на вопрос). Четко придерживаются своих прежних взглядов в основном люди старшего возраста и советской закалки. В любом случае во главу угла ставятся экономические интересы, а не идеологические ценности русского мира», – пояснила она.
Соцопрос, который летом проводили к 25-летию украинской независимости три авторитетные структуры (центр «Демократические инициативы», Центр Разумкова, Киевский международный институт социологии), показал, что в целом по стране число сторонников независимости выросло по сравнению с 2006 и 2011 годами и почти сравнялось с рекордными показателями 1991 года. В момент провозглашения выхода из состава СССР эту идею поддерживали 89%, сейчас – 87%.
Но в ответе на этот вопрос ярко проявились региональные отличия. Так, на Западе Украины (Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Ровненская, Тернопольская, Хмельницкая, Черновицкая области) 85% жителей поддерживают независимость Украины и готовы были бы снова проголосовать как в 1991 году. В центральных областях (Киевская, Винницкая, Житомирская, Кировоградская, Полтавская, Сумская, Черкасская, Черниговская) такой ответ дали 65% граждан. На юге страны (Николаевская, Одесская, Херсонская области) активных сторонников независимости 43%. В Днепропетровской, Запорожской и Харьковской областях – 58%. А вот в Донбассе (на территории контролируемых Киевом районов Донецкой и Луганской областей) только 32,5% проголосовали бы сейчас за независимость Украины.
Руководитель Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала сказал «НГ», что ситуацию можно рассматривать как опасную с точки зрения национальных интересов Украины. «Но при чем здесь военно-гражданские администрации? С какой целью они могут быть созданы в областях и районах, где не проводится АТО? Разве так можно повлиять на общественные настроения?» – задал он ряд риторических вопросов. Эксперт обратил внимание, что законопроект зарегистрировал рядовой депутат, хотя Иван Винник и входит в состав пропрезидентской фракции: «Если бы президент видел необходимость в том, чтобы изменить что-то в системе местных органов власти (а ведь глава государства отвечает за безопасность и располагает наиболее полной информацией о реальных угрозах), то Петр Порошенко сам бы выступил с законодательной инициативой. Это я говорю к тому, что не стоит рассматривать предложение депутата из пропрезидентского блока как идею самого президента», – сказал Бала.
Он отметил, что в Украине слишком часто стали ссылаться на угрозу наступления (в том числе якобы и ради создания сухопутного коридора в Крым). «Если бы что-то подобное началось, происходило в реальной действительности, то не нужно ничего изобретать, все уже есть в нашем законодательстве: объявить о внешней агрессии и ввести военное положение. Но этого почему-то не сделали в 2014 году, а стали придумывать какие-то гибридные формы…».
Некоторые эксперты предполагают, что новшества выгодны отдельным представителям власти, поскольку позволяют строить теневой бизнес.
Киев