Выборы президента Узбекистана назначены на 4 декабря. Политические элиты уже продемонстрировали, что новым президентом скорее всего станет нынешний премьер-министр, назначенный накануне и.о. президента Шавкат Мирзиёев. Эксперты считают, что с приходом нового лидера статус-кво во внутренней и внешней политике Узбекистана сохранится.
В Узбекистане объявлен старт избирательной кампании по выборам президента страны, которые назначены на 4 декабря 2016 года. Об этом объявил ЦИК Узбекистана. Согласно закону «О выборах президента Республики Узбекистан», на высший государственный пост может быть избран гражданин республики не моложе 35 лет, свободно владеющий государственным языком и постоянно проживающий на территории страны не менее 10 лет непосредственно перед выборами.
На выдвижение кандидатов имеют право политические партии – за 65 дней до выборов. Президент избирается сроком на пять лет.
Досрочные выборы на высший государственный пост в Узбекистане проводятся после смерти Ислама Каримова. Первый президент республики, возглавлявший страну более 26 лет, был похоронен у себя на родине, в Самарканде, 3 сентября 2016 года.
И.о. президента Узбекистана на совместном заседании обеих палат парламента назначен премьер-министр Шавкат Мирзиёев. Председатель Сената Нигматулла Юлдашев, который по Конституции должен три месяца временно руководить страной, взял самоотвод. Предложенную кандидатуру Шавката Мирзиёева парламентарии поддержали единогласно. Мирзиёеву 59 лет, выпускник Ташкентского института ирригации и механизации сельского хозяйства. Был хокимом (главой администрации) Мирзо-Улугбекского района Ташкента, возглавлял администрации Джизакской и Самаркандской областей. С 2003 года работал в должности премьер-министра Узбекистана.
Большинство экспертов считают, что Мирзиёев победит и на досрочных выборах президента. «Не исключено, что вопрос уже решен», – сказал в интервью DW немецкий эксперт по Центральной Азии, сотрудник неправительственной организации Eurasiаn Transition Group Михаэль Лаубш. А в оставшееся время, по его словам, элиты должны будут показать, что Мирзиёев будет новым лидером. «Его главная характеристика – это то, что он уже давно на посту премьера. Это означает, что Каримов ему доверял. Если Мирзиёев станет президентом, можно исходить из того, что он будет продолжать политику Каримова», – отметил Лаубш.
Впрочем, пока еще никто из политиков не заявил о намерении баллотироваться на пост главы Узбекистана. Возможно, это будет ставший уже привычным список, состоящий из лидеров политических партий, которые и прежде участвовали в выборах президента и де-факто играли роль статистов. «По результатам последнего заседания парламента стало очевидным, что лидеры политических партий в унисон поддержали кандидатуру Мирзиёева как временно исполняющего обязанности. Но они сделали это в такой удивительной форме, что возникло ощущение: они его не на три месяца избрали, а на все пять лет. Такими были стиль и тональность этой поддержки», – сказал «НГ» политолог из Узбекистана Фарход Толипов. Исходя из этого, трудно предположить, что кто-то из лидеров партии решится конкурировать на выборах с Мирзиёевым. «Они показали себя неспособными вести политическую борьбу. Конечно, никогда нельзя ничего исключать напрочь, но признаков прорыва в этом направлении я не вижу», – отметил политолог.
Впрочем, сам Шавкат Мирзиёев на последнем заседании парламента выступил почти что с программной речью. По его словам, Узбекистан продолжит ранее избранный курс во внешней и внутренней политике, которую проводил Ислам Каримов. Он пообещал «неустанно и последовательно руководствоваться принципами», завещанными первым президентом страны.
Доцент Российского государственного гуманитарного университета Александр Гущин считает, что в международном плане «любой руководитель, пришедший после Каримова, не будет в строгом смысле слова ни пророссийским, ни прокитайским, ни проамериканским». «Но тем не менее именно от позиции региональных держав, прежде всего Китая и России, зависит то, как будет складываться и ситуация в Узбекистане, и вокруг него», – полагает российский эксперт.
Фарход Толипов подчеркнул, что в Узбекистане, как и в любом другом государстве, внутренняя и особенно внешняя политика не строились только по воле одного человека, пусть и руководителя государства, – Ислама Каримова. Хотя, конечно, его позиция, его решения были определяющими и доминировали, но в целом работа по формированию и осуществлению внешней политики является результатом более сложного процесса, в который вовлечены ключевые ведомства, министерства страны. Курс, выработанный первым президентом, – производная множества факторов, таких как деятельность советников, внешнеполитических ведомств, самого МИДа, различных силовых органов, стечения международных обстоятельств, ситуации в регионе, геополитических факторов, связанных с давлением или политикой великих держав. «Поэтому стоит говорить о командной работе в формировании и реализации внешней политики. И именно поэтому со сменой только главы узбекского государства ожидать кардинальных изменений вряд ли стоит», – подчеркнул Толипов.
По его словам, все ключевые фигуры политического истеблишмента в Узбекистане остаются на своих местах и продолжают работать. Региональная обстановка также кардинально не меняется. Геополитические факторы являются относительно устойчивыми и даже не зависели от воли бывшего президента. Поэтому, кто бы ни пришел к власти после Каримова, он может только в незначительной мере подкорректировать курс. Однако доминирующий вектор и главные характеристики этого курса, по крайней мере на ближайшую перспективу, останутся неизменными. Аналогично в западном направлении. Узбекистан не изолирован от мира, и поэтому никакие амбиции или индивидуальные взгляды кого бы то ни было на установленный массив сотрудничества с Западом, который возник при Исламе Каримове, заметно не повлияет. Резюмируя, Фарход Толипов утверждает, что по крайней мере в ближайшей перспективе «новый курс» на самом деле будет прежним и его условно называют предпочтением статус-кво.