Верховная рада собирается спросить с Арсена Авакова за нереализованные реформы. Фото c сайта www.mvs.gov.ua
В начале сентября Верховная рада Украины может рассмотреть уже зарегистрированный проект постановления об отставке главы МВД Арсена Авакова. Он считается ключевым игроком политической команды экс-премьера Арсения Яценюка. Поэтому отставка министра может повлечь за собой разрушение нынешней парламентской коалиции в составе «Блока Петра Порошенко» и «Народного фронта» Яценюка. Это, в свою очередь, станет началом подготовки к досрочным выборам.
Аваков возглавил МВД в 2014-м, сразу после смены власти, случившейся вследствие бегства из страны Виктора Януковича и силовиков из его команды. Причем соратник Яценюка пришел на принципиально важную должность. Напомним, волнения в Украине в 2013 году начались не в ноябре, а июне.
И не в Киеве, а в маленьком поселке Врадиевка Николаевской области. Там сотрудники местного райотдела полиции изнасиловали, жестоко избили и подожгли живьем молодую женщину, мать малолетнего ребенка. Когда о преступлении стало известно, начальство попыталось спасти подчиненных от ответственности. После чего жители Врадиевки восстали против милицейского произвола. К концу лета они пешком дошли до Киева. Почти в каждом населенном пункте к акции присоединялись люди, протестующие против превращения правоохранительных органов в карательную структуру, для которой закон не писан.
Врадиевские события подготовили почву для осеннего майдана: объявление правительства о том, что подписание соглашения об ассоциации с ЕС будет отложено, украинцы восприняли, с одной стороны, как то, что европейские реформы (в первую очередь – в правоохранительной и судебной системах) откладываются на неопределенной срок. С другой стороны – как подтверждение, что закон в Украине действует и будет действовать не для всех.
Поэтому от новой власти и особенно от главы МВД ожидали реформы системы. В прошлом году Арсен Аваков ее начал. Милиция превратилась в Национальную полицию, все сотрудники должны были пройти жесткую переаттестацию. Одновременно была с нуля создана патрульная полиция. Реформой занимались грузинские деятели – уже уволившаяся Эка Згуладзе, работавшая в Украине замминистра внутренних дел, и работающая до сих пор глава Нацполиции Хатия Деконаидзе. Уровень доверия к правоохранительной системе за этот период увеличился с примерно 1% (в 2013-м) до около 50% (к началу 2016-го). Но доверие общества носило во многом авансовый характер.
Специалисты отмечали, что реформа продвигается медленно, что переаттестация привела к тому, что из системы ушли многие следователи-профессионалы. Зато многие из тех, от кого нужно было бы избавиться, восстановились на работе по решению судов. В Украине начался разгул преступности. Бывший замглавы МВД, экс-руководитель уголовной полиции, а ныне губернатор Закарпатской области Геннадий Москаль заявил в июле (когда в Киеве убили журналиста Павла Шеремета), что в полиции некому расследовать серьезные преступления.
Глава МВД признал, что уровень преступности в стране в последнее время вырос на 30–40%. Арсен Аваков объяснил это нелегальным поступлением на мирную территорию оружия из зоны АТО, украинскими экономическими проблемами и бедностью населения.
Эксперты называют и другие причины. Но рядовых граждан интересуют не объяснения, а ответ на вопрос, когда правоохранительные органы смогут на должном уровне выполнять свои функции. Копившиеся усталость и раздражение на прошлой неделе нашли выход в акциях протеста, напоминающих врадиевские события. В СМИ попала информация о том, что в ночь на 24 августа сотрудники райотдела полиции поселка Кривое Озеро в Николаевской области жестоко избили и расстреляли местного жителя.
К настоящему моменту известно, что наряд вызвали и жена погибшего, и таксист, подвозивший его домой. Потерпевший был пьян, затеял ссору, пытался драться с таксистом. Однако это не объясняет действий шести сотрудников полиции, которые приехали, когда хулиган уже угомонился и улегся спать в своем автомобиле во дворе. Издевательствам над ним пытались помешать жена, мать, двое детей погибшего. Они же стали свидетелями расстрела.
К утру в Кривом Озере начались акции протеста против произвола правоохранителей. Люди, как три года тому назад жители Врадиевки, попытались разгромить райотдел полиции. Оказалось, кстати, что после переаттестации в Кривое Озеро перевелись – по решению суда – некоторые сотрудники бывшего отдела Врадиевки.
Политический эксперт, директор аналитического центра «Третий сектор» Андрей Золотарев сказал украинским СМИ, что ситуация в Кривом Озере – это не частный случай. «Таких случаев по Украине достаточно много, можно не сомневаться, что широкий резонанс получают только особенно вопиющие. В Кривом Озере восстановить справедливость вызвались более двухсот человек, включая участников АТО. По сути, простой народ вышел с требованием суда Линча. А когда такое происходит, это говорит о том, что в стране нет не только правоохранительной системы, но и правосудия как такового. Между правоохранителями и простыми людьми образовалась настолько большая пропасть, что лозунг «Милиция с народом» воспринимается как издевка… В обществе не чувствуют защиты со стороны полиции. Провели реформу, а ситуация с преступностью только ухудшилась, причем это нельзя списать только на войну и проблемы в экономике», – сказал он.
По мнению эксперта, через два с половиной года после смены власти украинцы убедились, что система в стране осталась прежней. И что правоохранительные органы, как и раньше, выполняют карательную функцию. «Система настроена не защищать, а подавлять. Наверное, в том, что трагедия разыгралась недалеко от печально известной Врадиевки, имеется какой-то знак свыше. Сменились режим, форма, прошла переатестация, а суть системы осталась неизменной», – отметил Золотарев.
Эксперт считает, что в такой ситуации глава МВД, работающий уже в третьем составе правительства после майдана, должен был бы подать в отставку. Но в Украине этот вопрос не так прост.
Дело в том, что Аваков является членом команды Яценюка. Хотя партия экс-премьера «Народный фронт» потеряла поддержку и, по данным соцопросов, не прошла бы в новый состав парламента, но в нынешнем составе именно фракция «Народного фронта» помогла фракции «Блока Петра Порошенко» разрешить кризис и сформировать новую коалицию. Уволив Авакова, президентская команда спровоцировала бы конфликт с единственным надежным союзником».
О том, насколько значимой фигурой для команды Яценюка является Аваков, можно судить по тому, что до сих пор ни одна из множества попыток отправить главу МВД в отставку не увенчалась успехом. Зимой, когда усилилось недовольство деятельностью правительства Яценюка, в кулуарах украинской власти говорили о том, что Яценюк и Аваков – фактически равноценные фигуры. Якобы велись переговоры о том, чтобы пост покинул один из них. Даже если источники «НГ» ошибались, весной вначале встал вопрос об отставке Авакова, затем последовала отставка Яценюка. Аваков сохранил свою должность, и партия бывшего премьера подставила плечо президентской команде.
Депутат Верховной рады Сергей Каплин (член фракции «Блока Петра Порошенко» и одновременно лидер партии «Сила людей»), зарегистрировавший законопроект об отставке Авакова, считает, что ситуация в Кривом Озере свидетельствует не только о проваленной реформе правоохранительной системы. Он сказал, что в Украине действует «мафиозный спрут Яценюка». «Аваков проводит коммерциализацию и политизацию МВД… Это – привидение Яценюка в правительстве, он там находится, чтобы блокировать все возможные расследования связанных с коррупцией дел Яценюка», – заявил Каплин изданию «Страна». Он перечислил ряд громких скандалов (связанных в том числе и со злоупотреблениями при закупках для МВД, и с выводом средств), которые должны быть расследованы после отставки Авакова. Эта ниточка, по мнению экспертов, может привести не только к Яценюку, но и к некоторым людям из окружения Петра Порошенко. Поэтому на осень в Украине прогнозируют острый политический кризис.
Киев