Франк-Вальтер Штайнмайер созывает встречу по Донбассу и Крыму. Фото Reuters
На 1 сентября глава немецкого внешнеполитического ведомства Франк-Вальтер Штайнмайер созывает неформальную встречу своих коллег, представляющих государства – члены ОБСЕ. О месте встречи и списке участников пока не сообщается. Украина ожидает, что главы МИДов обсудят, в частности, две темы, которые внес в повестку дня президент Петр Порошенко: о направлении в Донбасс вооруженной полицейской миссии ОБСЕ, а также о расширении мандата наблюдательной миссии ОБСЕ на территорию Крыма.
В начале недели Порошенко пообщался по телефону с президентом Франции Франсуа Олландом и канцлером Германии Ангелой Меркель.
По сообщению украинской стороны, посредники в рамках «нормандского формата» услышали объяснения Киева относительно кризисной ситуации, сложившейся в августе на границе с Крымом. Украинская позиция сводится к тому, что подчиненные Киеву силовые структуры не имеют отношения к тем диверсиям, о которых заявила российская сторона. И что Россия якобы умышленно обострила ситуацию на юге, чтобы вынудить Запад на уступки в вопросах урегулирования в Донбассе.
Вице-президент Института Горшенина Алексей Лещенко сказал «НГ», почему и какие уступки потребовались сейчас: «С начала текущего года украинской власти удалось добиться от Запада понимания, что политическое урегулирование в Донбассе невозможно без предварительного обеспечения режима полной безопасности. То есть вначале прекращение огня, отвод войск, установление контроля над территорией и над границей с РФ, затем разговор о местных выборах. Иначе выборы пройдут под дулами автоматов – явно не по стандартам ОБСЕ».
Власть ДНР и ЛНР, а также российское руководство настойчиво требуют выполнять пункты Минских соглашений в той последовательности, в которой они записаны (вопросы, связанные с обеспечением безопасности, перемежаются вопросами политического урегулирования). В Киеве предполагают, что нынешнее обострение в Донбассе и опасная ситуация на границе с Крымом – это попытка надавить на Украину и на Запад.
Франсуа Олланд после переговоров с Петром Порошенко заметил, что нужно продолжить переговоры в «нормандском формате». И что цель таких переговоров – скорейшее выполнение Минских соглашений.
В Киеве сетуют, что в ЕС не хотят вникать в подробности, а поэтому не видят, что стороны конфликта противоположно истолковывают смысл и цель соглашений. А поэтому каждая по-своему видит их выполнение, что выливается во взаимные ультиматумы.
Считается, что центральным пунктом в процессе урегулирования должны стать местные выборы в ДНР и ЛНР. Украина видит их как завершающий этап демонтажа системы республик и возвращения всей территории Донецкой и Луганской областей под украинский контроль. В республиках, наоборот, считают местные выборы заключительным этапом оформления своего автономного статуса. Отсюда – невозможность договориться о правилах и об условиях проведения выборов.
Киев настаивает на том, чтобы до момента голосования из региона были выведены все вооруженные формирования, которые не подчиняются украинской власти; чтобы контроль над границей с РФ обеспечила миссия ОБСЕ. А сами выборы состоялись согласно украинскому законодательству по пропорциональной системе, то есть по спискам зарегистрированных в Украине партий. Процесс амнистии защитников ДНР и ЛНР (которые претендуют на участие в выборах) в украинской столице вообще рассматривают отдельно, не увязывая его с процессом проведения выборов.
В республиках абсолютно не согласны с таким видением и не собираются ждать милостей от Украины. Тон задает Донецк. Еще 4 июля глава ДНР Александр Захарченко подписал указ о проведении в республике всенародного общественного голосования – праймериз. Этот этап станет подготовкой к местным выборам, которые ДНР собирается проводить по своим правилам. В конце июля в Донецке состоялась конференция по подготовке праймериз – было принято решение создать временную избирательную комиссию (ВрИК). На днях она приняла Положение о порядке проведения в ДНР общественного голосования. Председатель ВрИК Андрей Коржевский сообщил агентству ДАН, что документ состоит из 11 статей: «В них отображается образование избирательных округов и избирательных участков, формирование состава нижестоящих комиссий, выдвижение и регистрация кандидатов, голосование, подсчет голосов и установление результата праймериз».
Документ планируется обнародовать со дня на день. Но уже известно, что планы Донецка противоречат установкам Киева. Представители республики сообщили, что предусмотрена мажоритарная система голосования – будут зарегистрированы кандидаты-самовыдвиженцы. А также что республика вводит для кандидатов «ценз оседлости»: баллотироваться смогут лица, которые не менее пяти последних лет проживают на территории, которая сейчас находится под контролем ДНР.
Украина не признает выборы по таким правилам, поскольку они противоречат украинскому законодательству. Поэтому ситуация снова обостряется (число обстрелов в последние дни приблизилось к критическому показателю 100 в сутки).
Ранее Франк-Вальтер Штайнмайер в ходе визита в Россию заявил: «У нас есть предложения, которые могли бы поспособствовать улучшению ситуации с безопасностью в Украине». Но где и когда этот план будет рассматриваться – неизвестно.
На сегодня осенняя встреча лидеров «нормандской четверки» остается под вопросом. Поэтому в Киеве придают особое значение неформальной встрече глав МИД стран ОБСЕ. Сообщив об инициативе Франк-Вальтера Штайнмайера, министр иностранных дел Украины Павел Климкин сказал «5 каналу», что неформальные переговоры могут стать хорошей возможностью для откровенного разговора по поводу накопившихся проблем.
Напомним, с конца прошлого года украинская власть просит Запад рассмотреть возможность направить в Донбасс вооруженную полицейскую миссию ОБСЕ. Еще в 2015-м выяснилось, что организовать миротворческую миссию ООН невозможно: российская сторона пообещала блокировать соответствующую резолюцию, ссылаясь на то, что происходящее в Донбассе – не война, а гражданский конфликт. Формально Украина ранее не предприняла шагов для признания мировым сообществом факта внешней агрессии, о котором заявляют представители команды Порошенко. Сама украинская власть объявила в регионе не военное положение, а режим антитеррористической операции.
Выходом из этой юридической ловушки считалось переформатирование миссии ОБСЕ – с нынешней мониторинговой на новую вооруженную полицейскую миссию. Против выступили республики, заявившие о подготовке к интервенции на контролируемую ими территорию. Россия порекомендовала Украине наладить диалог с ДНР и ЛНР. Представители российской власти не возражали против вооружения миссии ОБСЕ, но уточнили, что речь может идти только о предоставлении права пользоваться личным оружием для самозащиты работающим в регионе наблюдателям ОБСЕ. В то же время в ЕС вообще прохладно отнеслись к переформатированию. Германия, председательствующая в организации, еще весной одной из первых поставила украинскую идею под сомнение.
Ситуация, сложившаяся в августе, позволила украинской власти напомнить о своей просьбе. И одновременно предостеречь Запад, что дальнейшее игнорирование российско-украинского противостояния может быть опасным для ЕС и США. После разговоров с вице-президентом США Джозефом Байденом, президентом Франции и канцлером Германии Петр Порошенко пообщался по телефону с президентом Европейского совета Дональдом Туском. По сообщению пресс-службы администрации украинского президента, он «подчеркнул необходимость усиления международного присутствия в Донбассе, в частности путем расширения поля деятельности миссии ОБСЕ». Напомнив о необходимости полицейской миссии ОБСЕ в Донбассе, Порошенко выдвинул новую идею о расширении мандата мониторинговой миссии ОБСЕ на территорию Крыма.
Руководитель Международного института демократий Сергей Таран сказал «НГ», что два поднятых Петром Порошенко вопроса скорее всего будут обсуждаться на неформальной встрече министров иностранных дел стран – членов ОБСЕ.
Киев