Почти все руководство Украины (действующее и бывшее) дает показания в прокуратуре. Фото с сайта www.rnbo.gov.ua
В сентябре в Украине собираются начать большой судебный процесс по «делу майдана». Генпрокуратура объявила, что в ближайшее время вызовет на допросы в качестве свидетелей представителей новой команды власти во главе с президентом Порошенко. Адвокаты Виктора Януковича сообщили, что сбежавший президент тоже готов дать показания, но только при условии публичности. В режиме видеоконференции он готов рассказать «всю правду». Если такой допрос состоится, может стать известно, о чем бывшие лидеры оппозиции тайно разговаривали с бывшим главой государства.
Еще в 2014-м был обнародован список посетителей администрации президента Януковича. Тогда все обратили внимание на значившееся в нем имя лидера «Правого сектора» (запрещенной в РФ организации) Дмитрия Яроша. Тот кое-как объяснил цели своих визитов. Но до сих пор неизвестно, о чем с Януковичем говорили те, кто впоследствии стал новой командой украинской власти. Адвокат семей погибших на майдане Маркиян Галабала ранее сообщил, что бывшие лидеры оппозиции – Арсений Яценюк, Виталий Кличко и Олег Тягнибок – минимум восемь раз встречались с Януковичем, общее время их бесед – около 40 часов.
Ранее предполагалось, что следствие могло бы вскрыть закулисные линии длившегося с ноября 2013 по февраль 2014-го конфликта между властью, оппозицией, гражданским обществом, а также между «семьей» Виктора Януковича и «старыми» олигархами. Но эта информация до сих пор остается секретной.
На днях Генпрокуратура Украины объявила, что вызывает на допросы в качестве свидетелей президента Петра Порошенко, экс-премьер-министра Арсения Яценюка, секретаря Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Александра Турчинова, киевского мэра Виталия Кличко, председателя Верховной рады Андрея Парубия, губернатора Закарпатской области Геннадия Москаля и других чиновников.
Все названные лица были на сцене майдана, но имели тогда разный политический вес и играли разные роли. Даже Яценюк, Кличко и Тягнибок (руководители оппозиционных парламентских фракций) являлись не лидерами протестного движения, а скорее звеном в переговорах с властью. Причем переговоры могли вестись не от имени гражданского общества, которое не выдвинуло своих ярких лидеров, а от лица «старых» олигархов, недовольных действиями «семьи» Януковича.
Примечательно, что, по словам адвоката Галабалы, Тягнибок и Кличко ранее давали следствию показания в качестве свидетелей, но их сведения не прояснили ситуацию: «У них проявилась полная амнезия относительно содержания переговоров с Януковичем». Яценюк, по словам адвоката, вообще уклонялся от дачи показаний. Генпрокурор Юрий Луценко заявил, что и Яценюк, и Турчинов, и глава МВД Арсен Аваков, и другие политики уже давали показания по «делу майдана». По его словам, «нервно реагирует на вызовы в Генпрокуратуру» только лидер Радикальной партии Олег Ляшко.
Пресс-секретарь Яценюка Ольга Леппо сообщила украинским СМИ, что бывший премьер непременно явится в прокуратуру «и ответит на все вопросы для того, чтобы помочь следствию». Петр Порошенко тоже пообещал дать показания. Его пресс-служба сообщила, что допрос президента состоится сразу же, как только у него появится «свободное окно». Но политологи считают, что визит Порошенко в Генпрокуратуру превратится в пиар-акцию, не более. Ведь во времена майдана нынешний президент не входил в число политиков первой величины в Украине. Гораздо более заметную роль в тот период играл Александр Турчинов, находившийся в одной команде с Яценюком. Его источники «НГ» называли наиболее авторитетным и опытным игроком в оппозиционной тройке. Именно поэтому Турчинову Верховная рада поручила возглавить Украину вместо сбежавшего Януковича на переходный период, до президентских выборов в мае 2014 года.
Маркиян Галабала отметил: «В период майдана Порошенко не был ключевой фигурой со стороны протестующих. Конечно, он обладает определенной информацией о причастности Януковича и его команды к совершению преступлений против протестующих». Но ключевого значения его показания иметь не будут.
Директор социологической службы «Украинский барометр» Виктор Небоженко в своем блоге иронично написал: «Непонятно, кто кому поднимает рейтинг: Петр Порошенко (готовый прийти на допрос. – «НГ») Юрию Луценко (генпрокурору, а ранее – лидеру фракции «Блока Петра Порошенко» в Верховной раде. – «НГ») или Юрий Луценко – Петру Порошенко… Вместо того чтобы один (Луценко) ловил коррупционеров, а другой (Порошенко) проводил реформы и освобождался от гнусных олигархических привычек, они готовятся к веселой беседе… Генпрокуратура готовится показать недовольной стране, что все равны перед законом».
Эксперт отметил, что все это происходит на фоне конфликта между такими структурами, как Генпрокуратура, Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ), Служба безопасности Украины (СБУ), МВД и администрация президента. В начале августа ГПУ провела обыск в НАБУ. Пресс-секретарь Антикоррупционного бюро Дарья Манжура сообщила: «Они пришли и предъявили судебное решение, в котором указано, что основанием для обыска является расследование по факту незаконного прослушивания НАБУ телефонных разговоров». Позже сотрудники НАБУ пояснили, что у агентства нет права на прослушку. Верховной раде предстоит рассмотреть законопроект, разрешающий этому ведомству прослушивать телефонные разговоры в рамках расследования дел о коррупции, а сейчас в случае необходимости НАБУ сотрудничает с СБУ.
Примечательно, что сразу после обыска НАБУ ответило информационным ударом по позициям генпрокурора Луценко, которого заподозрили в покровительстве скомпрометировавшему себя судье. Комментируя ситуацию, депутат от пропрезидентского блока, попросивший не упоминать его имени, сказал «НГ»: «То, чем они обмениваются на публике, – вершина айсберга. А «под водой» – начатое НАБУ преследование депутата Александра Онищенко (бывшего члена Партии регионов, который в нынешнем составе парламента был замглавы комитета по вопросам ТЭКа, ядерной политики и ядерной безопасности, его подозревают в организации незаконных схем продажи газа украинской добычи. – «НГ»). Онищенко – друг друзей президента Порошенко. И Луценко – друг Порошенко. Так вот, Луценко, может быть, намекает НАБУ, что нужно быть аккуратнее с объектами расследований».
Собеседник «НГ» отметил, что в украинской политике действуют старые связи, а поэтому расследование по «делу майдана» теоретически может вскрыть нелицеприятные подробности. Руководитель Института украинской политики Константин Бондаренко подтвердил: «Дело майдана» теоретически может обернуться неприятностями для некоторых политиков, в том числе представителей нынешней власти. Но вопрос в том, какие именно факты и улики собираются рассматривать следствие и суд. До сих пор складывалось впечатление, что они идут по пути поиска доказательств одной версии: все расстрелы на майдане – дело рук бойцов «Беркута», а политическая вина лежит только на Януковиче. Хотя есть ведь и другие версии…» Такой же подход, по мнению политолога, практикуется и в других делах. Он отметил, что судебная система Украины не избавлена от коррупции и не защищена от политического влияния. До сих пор в Украине проходит суд над бойцами «Беркута», которых обвиняют в расстреле активистов на майдане. Арестованы несколько человек, несколько десятков объявлены в розыск. Только недавно Генпрокуратура сообщила об обнаружении поврежденного, но не уничтоженного оружия, из которого якобы велся огонь на майдане. Дело продвигается медленно: в июле адвокаты беркутовцев обратили внимание суда на несоответствие экспертиз, проведенных в начале и в конце 2015 года. Суд опросил экспертов.
Политический аналитик Тарас Чорновил в интервью радио «Голос столицы» заметил, что с такими темпами ответ на вопрос, кто же постепенно накалял атмосферу в 2013–2014 годах, чтобы в конце концов спровоцировать бойню в центре Киева, будет получен, может быть, через 25 лет. «За два с половиной года сменилось несколько генпрокуроров. Еще в 2014-м было очень много потеряно материалов, многие (подозреваемые. – «НГ») покинули Украину. Это проблема, которая будет очень осложнять расследование, поэтому часть дел, которые будут подаваться в суд, будет проходить в сфере заочного осуждения… Надо понимать, если вы подаете в суд материал, который готовится заочно, когда не имеете возможности допрашивать самого участника события, самого обвиняемого, когда размыта ответственность между определенной группой, то доказывать индивидуальную ответственность конкретного человека в суде очень сложно».
В Киеве давно говорят о возможности заочного осуждения также Виктора Януковича. Недавно адвокат бывшего президента Виталий Сердюк сообщил, что его подзащитный готов дать показания – в режиме видеоконференции, публично и при условии рассмотрения дела не украинским, а международным судом. Сердюк сказал, что Янукович намерен рассказать украинцам «всю правду» о майдане.
В Киеве заявили, что сбежавший президент преследует иные цели. Руководитель центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко считает, что Янукович хочет «выступить не в роли обвиняемого, а в роли обвинителя». По мнению Фесенко, ничего нового Янукович рассказать не может. А требование о передаче дела в Международный суд невозможно выполнить: «Ни Украина, ни Россия не находятся под юрисдикцией Международного уголовного суда. К тому же речь идет о преступлениях, совершенных на территории Украины, а не о преступлениях против человечности».
Но даже если бы Виктор Янукович действительно смог публично рассказать, о чем он разговаривал с бывшими лидерами оппозиции, когда на майдане стояли люди, это вряд ли повлияло бы на ситуацию в Украине, считают эксперты.
Киев