Пока над бойцами «Торнадо» шел суд, их соратники ожидали решения на улице. Фото из группы «Штаб освобождения патриотов» в Facebook
В Украине прогнозируют горячее начало следующей политической недели. Источники по обе стороны конфликта в Донбассе сообщают о возможном обострении начиная с понедельника. На тот же день в Киеве у здания администрации президента планируется акция, участники которой намерены спросить у Петра Порошенко, все ли сделано для обмена пленными, как предусмотрено Минскими соглашениями. А во вторник продолжится суд над бойцами бывшей спецроты «Торнадо», которые обвиняются в совершении преступлений в Донбассе.
Судебное заседание во вторник вылилось в противостояние людей в камуфляже с бойцами Нацгвардии, охранявшими здание Оболонского районного суда на окраине Киева.
«Группа поддержки» подсудимых принесла с собой покрышки, канистры с бензином и потребовала пропустить их в зал заседаний. Не получив разрешения, люди в камуфляже попытались прорваться: поздно вечером зажгли файеры, распылили слезоточивый газ. К ночи, когда рассмотрение дела было окончательно сорвано, эти же люди попытались не выпустить со двора суда спецавтомобили, на которых подсудимых транспортировали в СИЗО.
Полиции и нацгвардейцам удалось отбить атаку, не применяя спецсредства и оружие. Но планировавшееся на вчера судебное заседание не состоялось, поскольку выяснилось, что нет возможности безопасно доставить подсудимых.
Упомянутая рота милицейской патрульной службы особого назначения «Торнадо» была создана в конце 2014 года. В ее состав вошли многие члены расформированного к тому времени добровольческого батальона «Шахтерск», подчиненного МВД.
«Шахтерск» создавался в начале восстания в Донбассе – для противодействия сепаратизму. Около 700 жителей Донецкой и Луганской областей объединились в этом батальоне, чтобы защитить интересы Украины в Донбассе. Позже выяснилось, что примерно 50 человек встали под ружье, прикрываясь проукраинскими лозунгами, но преследуя личные корыстные цели. Эта группа промышляла мародерством и разбоями. К осени 2014-го стало известно, что в «Шахтерск» пришли и верные присяге милиционеры Донбасса, и местные бизнесмены с темным прошлым, и уголовники, увидевшие возможность получить оружие и статус. Позже советник министра внутренних дел Иван Варченко сказал телеканалу «Громадское ТВ», что в 2014-м не было времени проверять биографии добровольцев: «В силу сложившихся обстоятельств мы не всегда имели возможность выбирать, кто будет защищать фронт…»
Расформировав батальон «Шахтерск», власть дала добро на создание спецроты «Торнадо», состав которой (150 человек) был разбавлен бойцами других подразделений. Но командиром стал Руслан Онищенко, который в «Шахтерске» был замкомандира по боевой подготовке. До начала военных действий он был известен как местный бизнесмен, работающий в энергетической сфере. Жители Донбасса утверждали, что он имел несколько судимостей.
Часть роты «Торнадо» продолжила заниматься тем же, чем ранее занималась банда, прикрывавшаяся названием «Шахтерск». Но действовала более жестоко и масштабно. В начале 2015 года работавший тогда губернатором Луганской области выходец из МВД Геннадий Москаль письменно обратился к государственному руководству Украины с требованием пресечь эту деятельность. Он сообщил, что члены банды стали останавливать поезда с углем, следующие через линию разграничения со всеми разрешительными документами.
К тому времени в Киеве уже обратили внимание на «Торнадо». В конце 2014-го было несколько случаев, когда люди в камуфляже с такой нашивкой и с оружием в руках врывались в кабинеты руководителей Мариуполя и Запорожья, выдвигая свои требования. В то же время СБУ задержала группу бывших сотрудников МВД, назвавшихся бойцами спецроты, которые направлялись с оружием в Киев. У них нашли тайник с арсеналом. Целью поездки в столицу задержанные назвали получение гуманитарной помощи в одном из благотворительных фондов, помогающих украинской армии. А наличие оружия пояснили опасностями, которые подстерегают бойцов «Торнадо». В СБУ заподозрили, что на самом деле группа, прикрывающаяся названием спецроты МВД, могла планировать диверсии с целью расширения границ своей деятельности.
Сами бойцы «Торнадо» утверждали и продолжают утверждать, что их преследуют, поскольку они попыталась пресечь потоки контрабанды, направляющейся из Украины на территорию республик Донбасса.
В июне прошлого года были задержаны несколько бойцов (украинские СМИ называют их фамилии: Демчук, Иваш, Свиридовский, Куст, Шевченко, Глебов, Гальчук) и командир «Торнадо» Руслан Онищенко. Еще 15 человек были объявлены в розыск. В сентябре МВД отчиталось о задержании еще одного торнадовца – гражданина Белоруссии по фамилии Ляшук и по кличке Моджахед. Главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос сообщил, что эта кличка наводила ужас на жителей Донбасса: разделяющий взгляды ИГ (запрещенной в РФ организации) белорус-мусульманин лично похищал, пытал, насиловал. «Именно Моджахед-Ляшук с чрезвычайным цинизмом и дерзостью, безжалостностью совершал наиболее жестокие пытки местного населения Луганской области, организовывал и принимал непосредственное участие в изнасиловании задержанных, которых он вместе с другими подозреваемыми похищал из корыстных побуждений», – сказал Матиос.
«Дело «Торнадо» было передано в суд в апреле с.г. С тех пор состоялось несколько заседаний, в ходе которых выступали свидетели. Еще в феврале Анатолий Матиос сообщил, что слушания будут проходить в закрытом режиме, поскольку обсуждаемые детали преступлений могут нанести моральный ущерб потерпевшим.
Всего в суде рассматривается около семи десятков эпизодов преступной деятельности банды, участников которой обвиняют в мародерстве, грабежах, похищении людей, пытках, изнасилованиях на территории Луганской области. Свидетели находятся в отдельном зале суда, общаясь в режиме видеоконференции. Следствие считает, что им может грозить опасность. Поэтому даже журналистам запрещена съемка процесса.
Но видеофиксация показаний свидетелей, записанная в том зале, где находятся обвиняемые, попала в СМИ. И вызвала грандиозный скандал. Подлинность записи не подтверждена, но на ней видно, как люди из «клетки» чем-то бросают в судью и прокурора, слышно, как кто-то выкрикивает угрозы и ругательства.
Депутат Верховной рады Семен Семенченко, который в 2014 году был одним из организаторов добровольческих батальонов, а сейчас находился в рядах тех, кто пытался штурмовать суд над бойцами «Торнадо», пояснил, чего добиваются люди в камуфляже. Открытого судебного заседания. «Пусть открывают… Пусть приходит туда пресса. Если торнадовцы действительно виновны – вся страна пусть видит, мы придем и плюнем им в лицо. Если они не виноваты – тогда пойдем, за шкирку вытащим Матиоса и посадим в эту «клетку», – сказал он. Бывшие участники АТО, пришедшие к зданию Оболонского районного суда, возмущены тем, что «в стране продолжается кампания по дискредитации всех добровольцев».
Вчера Семенченко, которому вместе с группой других депутатов во вторник все же удалось попасть в здание суда, сообщил: «Ветераны не требовали отпустить подсудимых. Они не требовали изменить им меру пресечения. Они не выступали за «вседозволенность фронтового братства». Они не утверждали, что участие в АТО является индульгенцией. Их требования – перестать переносить судебные заседания и сделать суд открытым». Он также отметил, что причиной случившихся во вторник столкновений с правоохранителями стал сначала запрет передать воду подсудимым, которые много часов провели в закрытом пространстве «клетки», затем отказ пропустить в зал журналистов, а ночью – недоразумение: люди на улице не знали, куда и почему увозят подсудимых.
Эксперты считают, что проблема не так проста. Известный в Украине журналист Юрий Бутусов отметил, что подсудимые, судя по упомянутой видеозаписи, ведут себя неподобающе. Но люди на улице об этом не знают, зато знают обычную практику судебных решений и сомневаются в их справедливости.
Киев