Полиция Армении в последние дни задержала более 100 человек. Фото ТАСС
Полиция Армении в среду днем стала арестовывать людей, направляющихся на ежевечернюю акцию протеста около полицейского участка, с 17 июля захваченного радикальной группировкой «Неистовые сасунцы». С самой группой находятся врачи скорой помощи, которые, по официальной информации, оказались в заложниках. «Неистовые», в свою очередь, не принимают обвинения и согласны на замену этой бригады другой – в их рядах есть раненые, которым нужна врачебная помощь.
События в Ереване в ночь на среду пошли по плохому сценарию. Что произошло на самом деле, пока не очень понятно, но факт – ранены неформальный лидер «Неистовых сасунцев» Павел Манукян и его сын Арам. Оба доставлены в одну из ереванских больниц, перенесли операцию и помещены в реанимационное отделение.
В ночной перестрелке, поговаривают, получили ранения еще два члена группировки, которым, видимо, и понадобилась медицинская помощь, а два других – сдались властям.
Той же ночью силовики приступили к массовым задержаниям активистов проходящих каждый вечер манифестаций, не трогая, впрочем, группу организаторов. Аресты превентивного характера продолжились уже в среду днем. Силовики объявили о недопустимости акций около захваченного участка. Незатейливая атрибутика этих митингов в виде растяжек с требованием отставки президента Армении Сержа Саргсяна и плакатов, восхваляющих героизм «Неистовых сасунцев» в годы карабахской войны, уничтожена.
Перестрелка силовиков и мятежников, видимо, произошла в то время, когда участники акции, собирающиеся с первого же дня у места события для предотвращения спецоперации, отправились в организованное шествие по центральным улицам Еревана. Уже возвращаясь, организаторы шествия то ли сами расслышали в неимоверном шуме выкрикиваемых демонстрантами лозунгов выстрелы, то ли им сообщили об этом, но первым делом они потребовали у полицейских, стоящих в оцеплении, немедленно обеспечить связь с «неистовыми» для выяснения обстоятельств стрельбы. И тут, похоже, они потеряли инициативу, которой начали было овладевать с более-менее массовым присоединением к ним рядовых ереванцев.
Конечно, выводы предстоит делать специалистам по контроперациям и психологам, но и дилетантам видны грубые ошибки «группы поддержки», проявившиеся в виде громогласных требований наладить связь с «неистовыми» через 10 минут, потом еще через 2, а по истечении отведенного времени начинать новый отсчет. Полицейские попросту игнорировали ультиматумы, выжидая, когда те от угроз «пройти к осажденным друзьям силой» приступят к делу. Но в итоге никто никуда прорываться не стал. Организаторы опять потянулись к микрофону, предоставляя слово друг другу, «почетным гостям», попутно по своим каналам пытаясь выяснить подробности перестрелки.
В этом была, видимо, еще одна ошибка – диссидент советских времен, получивший доступ к микрофону, ни с того ни сего призвал собравшихся разойтись и собраться утром. Сделал он это умышленно или действительно не понял намерений организаторов, но недовольство вызвал изрядное как у собравшихся, так и у организаторов. Из эмоциональных попыток последних оправдаться перед публикой и вовсе стало понятно: никакого плана действий нет, в ходу импровизация при весьма ограниченных возможностях, а власти совершенно спокойно готовы переварить протест нескольких тысяч людей, прибегнув к испытанной тактике – отпустив организаторам время для самодискредитации. В определенной степени это сработало. Потом начались аресты активистов среднего звена, продолжившиеся на следующий день задержаниями горожан, направляющихся на акцию протеста.
На момент подписания номера в печать ситуация в Ереване выглядела предрешенной. «Неистовые сасунцы» оставались на территории захваченного участка, окруженные силовиками. Без связи и, следовательно, возможности координировать действия единомышленников и сочувствующих снаружи. Без харизматичного Павла Манукяна – почитаемого и любимого в народе героя войны, которому, кстати, уже предъявлены обвинения в групповом захвате здания и незаконном приобретении огнестрельного оружия. Их сторонникам запрещено проводить акции на прилегающей к месту события территории. Посольство США и ряд общественных институтов осудили захват в заложники врачей. А подконтрольные властям СМИ приступили подготовке соответствующего информационного фона.
Напомним, что на рассвете 17 июля группа вооруженных лиц, впоследствии назвавшая себя «Неистовые сасунцы», захватила в Ереване здание полиции. В бою погиб один полицейский, еще четверо, а также один член группы получили ранения. «Неистовые» потребовали освобождения своего лидера, героя карабахской войны Жирайра Сефиляна, арестованного месяц назад за приобретение оружия, а также отставки президента и правительства Армении. Позже в ходе встречи с журналистами представители радикальной группы заявили, что на отчаянный шаг их подтолкнула тяжелая, несправедливая ситуация в стране, власти, обманывавшие их ежедневным обещанием выпустить на свободу Сефиляна, а также их готовность пойти на уступки в карабахском вопросе. В группе «Неистовые сасунцы» – несколько заслуженных ветеранов и героев армяно-азербайджанской войны.