Машину, в которой взорвали известного журналиста, теперь изучают специалисты. Фото Reuters
К расследованию убийства журналиста Павла Шеремета подключатся ФБР США и полицейская служба ЕС–Европол. Об этом сообщил президент Петр Порошенко изданию «Украинская правда», с которым сотрудничал Шеремет. В Киеве убеждены, что произошедшее – старт сценария по дестабилизации ситуации в Украине.
Павел Шеремет сделал себе имя в 1990-е годы, работая на российском телевидении. Последние пять лет он жил и работал в Украине, сотрудничал с рядом изданий, радиостанций и телеканалов, дружил со многими общественными активистами и политиками. За это время он фактически начал карьеру заново и превратился в авторитетного украинского журналиста, известного жесткими оценками ситуации, критикой как власти, так и оппозиции.
Поэтому сообщение об убийстве Шеремета стало главной темой в Украине. Вчера в 7.45 утра машина, за рулем которой журналист отправился на работу, была взорвана. Это произошло в центре Киева, у Национального оперного театра, недалеко от дома, в котором Шеремет жил, как сообщают украинские СМИ, вместе со своей гражданской женой, соучредителем «Украинской правды» Аленой Притулой. Последней принадлежал автомобиль, однако в момент взрыва в нем находился один Шеремет.
Очевидцы утверждают, что машина проехала всего несколько десятков метров, затем раздался хлопок. Водителя успели извлечь из салона до того, как автомобиль вспыхнул и полностью сгорел за несколько минут. Но к приезду скорой помощи Шеремет был уже мертв. Советник министра внутренних дел Украины Зорян Шкиряк сообщил с места событий: «Предварительно: сработало безоболочное самодельное взрывное устройство (возможно, управляемое дистанционно)». Он оценил мощность взрыва в 400–600 г в тротиловом эквиваленте.
Как только о случившемся стало известно, на место взрыва приехало руководство Национальной полиции, Генпрокуратуры и сотрудники Службы безопасности (СБУ). Многие из них сказали журналистам, что были лично знакомы с Шереметом, а поэтому расследование убийства – дело чести для каждого.
Журналист Павел Шеремет был известен не только в Украине и России. Фото Reuters |
Версии поначалу не озвучивались, хотя правоохранители обещали рассмотреть все возможные, включая и профессиональную деятельность погибшего, и вероятность покушения на Алену Притулу (Порошенко вчера распорядился предоставить ей охрану). Во второй половине дня сформировалось мнение, что основная версия случившегося – попытка дестабилизации ситуации в Киеве. Об этом сказали и представители СБУ, и генпрокурор Юрий Луценко, и президент Порошенко.
Зампредседателя парламентского комитета по вопросам свободы слова и информационной политики Сергей Высоцкий, который до избрания в парламент работал журналистом и был знаком с Шереметом, сказал в эфире канала «112 Украина», что убийство совершено демонстративно: «Как публичная казнь в центре столицы. Это требовало высокого уровня организации и подготовки, бытовые и просто заказные убийства так не совершаются. Это похоже на начало спецоперации, которая задумана не в Украине». Депутат обратил внимание, что громкое убийство известного журналиста произошло в момент, когда в Донбассе началось резкое обострение, а в Киеве опасаются дестабилизации из-за приближающегося крестного хода Украинской православной церкви Московского патриархата.
Эксперты отмечали еще ряд странных совпадений. Политолог Юрий Романенко написал в соцсети: «Все очень похоже на дело Гонгадзе-2. И мотив, очевидно, схож... Чудовищная ирония судьбы в том, что в этом задействованы все те же: Алена Притула – гражданская жена Шеремета, Юрий Луценко – одна из ключевых фигур акции «Украина без Кучмы» (начавшейся в 2000 году после убийства журналиста и соучредителя «Украинской правды» Георгия Гонгадзе. – «НГ»). Ныне Луценко глава Генпрокуратуры и теперь должен ответить на те же вопросы, что он сам (16 лет тому назад. – «НГ») задавал генпрокурору Потебенько. Иезуитская логика заказчиков убийства направлена, как и в 2000 году, на взрыв Украины».
Известный в Украине юрист Анна Маляр увидела изъяны в этой версии. В интервью тележурналистам она отметила, что если целью преступников была дестабилизация в стране, то для этого избрали не лучшую мишень (в Украине есть более известные и популярные люди, убийство которых вызвало бы непредсказуемые последствия); не оптимальное время (июль – отпускной сезон, в течение которого замирает политическая жизнь и стремится к нулю общественная активность). Если кто-то задавался целью повлиять на мнение западных партнеров, дискредитировать Украину в их глазах, то убийство журналиста вряд ли возымеет ожидаемый эффект после теракта в Ницце и неудавшегося переворота в Турции, полагает эксперт.
Маляр обратила внимание, что и Павел Шеремет, и Алена Притула относительно недавно обращались в полицию с заявлениями о том, что за журналистами ведется слежка. Но этому, видимо, не придали особого значения. Раньше гораздо больше внимания привлекало расследование совершенного в апреле 2015 года убийства журналиста и писателя Олеся Бузины. Это уголовное дело, в рамках которого были арестованы два бывших участника антитеррористической операции, само по себе превратилось в детектив со многими сюжетными линиями. Оказалось, что правоохранители задолго до убийства Бузины следили за подозреваемыми (в связи с расследованиями других дел), поэтому те не могли незаметно спланировать и осуществить новое преступление. В СМИ появлялась информация о том, что следствие «потеряло документы», звучали политические заявления по этому поводу.
Но в целом убийство Бузины не вызвало такого резонанса, как убийство Шеремета. Почти все политики сочли долгом высказаться по этому поводу. Юлия Тимошенко заявила, что новое расследование – это экзамен для власти. «Я думала, что Украина уже пережила тот позорный этап своей истории, когда с журналистами расправлялись путем убийств. Оказывается – нет. Этот страшный взрыв в центре Киева сейчас выглядит как приговор», – несколько неоднозначно написала она в соцсети. Туманно прокомментировал ситуацию и губернатор Одесской области, инициатор общественного антикоррупционного движения Михаил Саакашвили, заявивший, что дружил с Шереметом. «Его убийство террористами сегодня укрепляет меня в ощущениях, что нам, всей стране, готовят что-то очень опасное, а политический класс с закрытыми глазами ведет нас к пропасти. Мы должны их остановить нашими окриками, жаль только, одним мощным голосом у честной Украины стало меньше», – написал он.
Киев