Чем ближе выборы, тем чаще Бидзину Иванишвили упрекают в невыполнении обещаний. Фото Reuters
Правящая коалиция «Грузинская мечта» (ГМ) представила новых членов партии, которые возглавят партийный список на парламентских выборах в октябре нынешнего года. Среди них нет популярных лиц – ставка сделана на молодых людей, получивших образование в ведущих западных университетах. Одновременно общественности было сообщено о присоединении к коалиции других политических сил страны. Здесь, наоборот, – новички ГМ оказались хорошо знакомыми членами правительства или парламента времен Эдуарда Шеварднадзе.
Презентация «Грузинской мечты» состоялась недалеко от Тбилиси в местечке Сагурамо, во дворе дома-музея Ильи Чавчавадзе – поэта, идеолога грузинской государственности, причисленного в наши дни Грузинской православной церковью (ГПЦ) к лику святых. Место выбрано было неслучайно, в качестве демонстрации амбиций ГМ. Премьер-министр и лидер партии Гиоргий Квирикашвили заявил, что при отборе кандидатов было решено сделать акцент на образовании и гендерном равноправии.
Но это опять же касается «верхней» части списка. Появление в качестве союзников правящей коалиции лиц из середины и конца 1990-х годов, к тому же не удержавшихся от соблазна спустя полтора десятилетия вновь предстать перед телекамерами в качестве действующих политиков, уже вызвало смех и саркастические комментарии по всей Грузии. Конечно, к такому ходу можно относиться по разному, но свидетельствует он, пожалуй, об одном – у Бидзины Иванишвили, неформального лидера ГМ, очевидные проблемы с кадрами. Собственно, особых сомнений в этом и прежде не было, но теперь общественность получила неопровержимое, железное доказательство этого.
Комментируя мероприятие, известный грузинский политолог Рамаз Сакварелидзе заявил, что привлечение новых молодых лиц – несомненно, правильное решение. По его мнению, похоже, первые номера ГМ более подготовлены к публичным выступлениям и дискуссиям, более совершенны в ораторском мастерстве. «Они молоды, хорошо образованны, амбициозны. Этого не хватало «Грузинской мечте», многие депутаты которой были тихими и отличались молчаливостью. В принципе этот «парад лиц» придает оптимизм», – сказал Рамаз Сакварелидзе.
Политолог обошел вниманием «вторую группу» новых «мечтателей» – ветеранов шеварднадзевского периода. В противовес ему иначе оценивает действия ГМ другой известный эксперт Гия Хухашвили, который тоже заострил внимание на первых номерах правящей коалиции. В отличие от Сакварелидзе, Хухашвили считает, что ГМ допускает ошибку, выводя вперед своих новых людей. «Это увеличит напряженность внутри коалиции. Нельзя в политике четыре года выстраивать партию, а за три месяца до выборов привести новых людей и выставить их впереди других членов организации», – заявил он. По его мнению, еще одна негативная сторона – отсутствие у дебютантов политического опыта, что увеличивает риск безуспешности. «Если, например, сравнить первую десятку «Единого национального движения» (ЕНД) с десяткой «Грузинской мечты», то «националы» обладают преимуществом в дебатах и публичном пространстве с точки зрения коммуникации. Если правящая команда хотела представить новые лица, это следовало сделать на шесть-семь месяцев раньше. На мой взгляд, ГМ допустила политтехнологическую ошибку», – заявил Гия Хухашвили изданию «Экспрессньюс».
На презентацию в Сагурамо отреагировал и экс-президент, неформальный лидер ЕНД Михаил Саакашвили, написавший на своей странице в Facebook, что теперь у него нет никаких сомнений в победе «националов» на парламентских выборах. По его утверждению, Иванишвили повторил ошибку Шеварднадзе, который в свое время решил сбалансировать активность реформаторского крыла правящего «Союза граждан» группой «своих» молодых людей, закончивших зарубежные университеты, но «на деле оказавшихся ничтожествами».
То, что с кадрами у ГМ серьезные проблемы, и сам Иванвишили это прекрасно понимает, доказывает неожиданное заявление спикера парламента Давида Усупашвили. В эфире телеканала GDS он сообщил, что ему было предложено дистанцироваться от Республиканской партии, вышедшей из коалиции ГМ и участвующей в выборах в качестве самостоятельной единицы, и возглавить партийный список «мечтателей». Усупашвили от этого отказался, и тогда, очевидно, ставки были повышены – согласно обновленному предложению, министры-республиканцы могли остаться на своих постах до выборов, тогда как при нынешнем раскладе, то есть самостоятельности Республиканской партии, они должны покинуть кабинеты. Усупашвили отказался и от этого.
Трудно предсказать, что ожидает республиканцев на парламентских выборах – эта партия, отличающаяся высокой интеллектуальностью, никогда не была популярной в Грузии и периодически преуспевала в основном благодаря союзам с другими силами. Но то, что ГМ с их уходом потеряла едва ли не главный аргумент своей прозападности – это факт. Таким образом, после выступления Усупашвили по GDS стало окончательно ясно, что в самые ближайшие дни два места в грузинском правительстве станут вакантными – места покинут министр обороны Тина Хидашели и министр по примирению и гражданскому равноправию Паата Закареишвили. Третий министр-республиканец Гигла Агулашвили, отвечавший за экологию Грузии, оказался слишком предан своему делу и пожертвовал партийной карьерой.