Жители Донбасса по-прежнему страдают от обстрелов. Фото Михаила Соколова/ТАСС
В Донбассе обострилась обстановка. Секретарь Совета нацбезопасности и обороны (СНБО) Украины Александр Турчинов, съездив на восток, заявил, что противоположная сторона готовит наступательную операцию. Ранее замминистра иностранных дел РФ Григорий Карасин предупредил послов Германии и Франции, что Вооруженные силы Украины (ВСУ) готовятся к наступлению. Тем временем участники Минских переговоров продолжают обмениваться ультимативными требованиями.
Очередная встреча контактной группы снова не принесла результатов. Стороны, как и ранее, отстаивают каждая свою позицию. Украинская считает, что политические вопросы можно решать после полного прекращения огня, установления режима безопасности под контролем ОБСЕ.
Представитель ДНР на минских переговорах Денис Пушилин изложил другое видение: «Первым шагом Киева к мирному урегулированию должно стать принятие закона об особом статусе, предварительно согласованного в «нормандском формате» и в контактной группе в Минске. Неприемлем вариант, при котором Украина попытается принять этот закон в одностороннем порядке». Он также напомнил, что Минские соглашения подписывались «как цельная модель урегулирования конфликта» и они не предполагают фрагментарного выполнения отдельных пунктов.
Представитель РФ в контактной группе Борис Грызлов поддержал позицию республик: «Прочный мир в Донбассе можно установить лишь в случае, если решение проблем безопасности будет идти параллельно и взаимоувязано с выполнением политических пунктов Минских соглашений. Первым шагом здесь должно стать принятие украинским парламентом закона об особом статусе соответствующих территорий. При этом текст закона, очевидно, потребует предварительного согласования в «нормандском формате» и в контактной группе. Лишь в таком случае можно ожидать, что он сможет стать базой для урегулирования конфликта».
В течение последнего месяца в Киеве циркулировали слухи о том, что в середине июля в Верховную раду может быть внесен разработанный без участия ДНР и ЛНР закон о выборах в Донбассе. И что в самом тексте будет указано: Украина проведет выборы и признает их результат только после прекращения военного противостояния и возвращения Киеву контроля над всей территорией Донецкой и Луганской областей вплоть до границы с РФ. Закон об особом статусе в Киеве отказались принимать, поскольку такая формулировка не содержится в Минских соглашениях. А указанный в документе особый порядок самоуправления, предполагающий расширенные полномочия местной власти в Донбассе, украинская сторона пообещала обсудить с новой властью после проведения местных выборов по украинским законам и под контролем ОБСЕ.
Хотя сегодня Верховная рада работает последний день перед каникулами, но упомянутые законопроекты так и не были зарегистрированы к рассмотрению. Впрочем, ситуация в украинском парламенте такова, что утвердить законы об особом статусе или о выборах в Донбассе сейчас было бы невозможно. Да и смысла в этом не было бы: ДНР и ЛНР заранее отказались выполнять украинские законы, не согласованные с представителями республик.
Споры в политической подгруппе не стали новостью. Все внимание на этой неделе в Минске было сконцентрировано на работе подгруппы по вопросам безопасности. Хотя переговоры планировалось завершить традиционно в среду, эта подгруппа продлила их на четверг. Речь шла о стремительном ухудшении ситуации, увеличении числа обстрелов, передислокации и перегруппировке сил. Стороны подозревают друг друга в подготовке к наступлению.
Пресс-секретарь Пушилина Виктория Талакина сообщила, что ВСУ ведут огонь по Горловке, Зайцево, Саханке, окраинам Донецка; занимают неподконтрольные участки (так называемые «серые зоны»), чем провоцируют защитников республик. Киев, наоборот, обвиняет в провокациях своего противника. Вчера штаб АТО заявил, что за последние сутки число обстрелов превысило 70. Наиболее сложная ситуация сложилась в направлении Мариуполя, где, по данным украинской стороны, под огнем оказались окрестности Старогнатовки, Богдановки, Новогригорьевки, Водяного, Широкина, Марьинки и Красногоровки.
В среду во второй половине дня стало известно, что в мариупольский сектор экстренно отправился секретарь СНБО Турчинов. Украинская сторона сообщила, что он побывал на передовой, посетил опорные пункты ВСУ в районе Широкино, затем провел рабочее совещание с руководством АТО. О чем совещались, стало понятно к вечеру того же дня. Турчинов заявил, что «российские оккупационные войска в составе 1-го и 2-го армейских корпусов значительно увеличили количество обстрелов в зоне АТО». Он также отметил, что используются виды вооружений, запрещенные Минскими соглашениями; активизировалась разведка, войска ДНР и ЛНР «интенсивно снабжаются оружием, боеприпасами и топливом, создаются оперативные резервы…». Секретарь СНБО пришел к выводу: «Все это является подтверждением подготовки российским Генштабом наступательных операций». Напомним, в начале месяца МИД РФ предупредил дипломатов из государств – посредников в вопросах урегулирования, что ВСУ наращивают силы на линии разграничения и, вероятно, готовятся к наступлению.
В Киеве связывают нынешнее обострение в Донбассе с состоявшимся саммитом НАТО, заседанием совета Россия–НАТО, а также переговорами президента Владимира Путина и госсекретаря США Джона Керри. Ранее эксперт Центра Разумкова по внешней политике и международной безопасности Алексей Мельник сказал украинским СМИ: «Продолжается эскалация отношений между РФ и странами Запада. Украинский конфликт в этой «шахматной партии» является измерением, где Россия может демонстрировать свою враждебность по отношению к Западу. Украина для Москвы – это поле боя войны с Америкой».
Примечательно, что в среду, в момент обострения в Донбассе делегации России и НАТО обсуждали украинскую проблематику. По итогам генсек альянса Йенс Столтенберг сказал, что по этой теме сторонам не удалось сблизить позиции. Почему – стало в тот же день понятно из комментария представителя РФ при НАТО Александра Грушко. «В любом случае в Украине нет никакой военной активности со стороны России», – заверил он, порекомендовав украинским властям найти общий язык по поводу политического урегулирования с представителями республик Донбасса.
В Минске в это время уже обменялись ультиматумами относительно политических вопросов и пытались хотя бы точечно договориться о прекращении огня. Вчера ожидалось подписание нового документа – об отводе войск от линии разграничения в трех точках вдоль линии противостояния (Петровском, Золотом и, возможно, Станице Луганской). Представитель РФ Борис Грызлов сказал журналистам, что если договоренности будут выполнены, то вскоре можно будет расширить их.
Сейчас решение о точечном отводе войск на несколько километров от линии разграничения преподносится как успех. Но о реальном положении дел можно судить по тому, что в феврале 2015 года в Комплексе мер по выполнению Минских соглашений отвод войск был утвержден вторым пунктом. Речь шла о том, что обе стороны начнут отводить войска и оружие до конца февраля 2015-го. К весне того же года вдоль всей линии разграничения планировалось создать буферную зону шириной в 50 км. Ровно год тому назад, когда стало очевидно, что первые пункты Минска-2 не выполнены, президент Украины сообщил, что поручил украинской делегации в Минске «немедленно подписать с ОБСЕ и с российской стороной, которая является участником трехсторонней контактной группы, соглашение, которое бы гарантировало создание 30-километровой буферной зоны вдоль линии столкновения, отвести артиллерию, которая осталась, отвести танки, отвести минометы, сделав невозможным постоянные обстрелы».
Но сейчас ни о 30-километровой, ни о 50-километровой зоне безопасности речь уже не идет, успехом считается договоренность об отводе войск на 3–5 км в отдельных точках. Этот факт, по словам военных экспертов, является одновременно и характеристикой ситуации в Донбассе, и оценкой эффективности Минских соглашений.
Как в Киеве, так и в Донецке и Луганске не исключают обострения на фронте. Украинский информированный источник, попросивший не упоминать его имени, сказал «НГ», что широкомасштабная война, о которой в последнее время говорят, вряд ли возможна. « Собеседник «НГ» отказался объяснить причины, но сказал, что в кулуарах саммита НАТО в Варшаве «серьезные люди приняли решения, позволяющие говорить о том, что к концу года Донбасс вернется в состав Украины, никаких ДНР и ЛНР не будет».
Политический аналитик Юрий Касьянов считает, что подобные расчеты строятся на том, что Запад вынудит Украину принять политические решения, которые устроят и российскую сторону, и представителей республик. Но украинская власть, по его мнению, не примет такие решения, поскольку это чревато восстанием внутри страны.
Киев