В воскресенье на избирательные участки в Абхазии пришли единицы. Фото РИА Новости
Официальная оценка состоявшемуся в воскресенье в Абхазии референдуму по досрочным президентским выборам будет дана в ближайшие дни. Но, очевидно, Рауль Хаджимба остался во главе частично признанной республики. Накануне Блок оппозиционных сил, инициировавший референдум, объявил, что в плебисците принимать участия не будет, и призвал своих сторонников последовать этому примеру. Во второй половине воскресенья явка избирателей была беспрецедентно низкой.
История с референдумом началась еще в конце прошлого года. Оппозиция, недовольная ситуацией в Абхазии, отсутствием экономического прогресса, ухудшением криминогенной обстановки, заговорила о необходимости перемен. Собственно, проблемы, приведшие 1 июня 2014 года к досрочной отставке с поста президента Александра Анкваба, никуда не делись. Более того, часть влиятельной абхазской общественности за два года правления Рауля Хаджимбы ощутила заметное сокращение государственного суверенитета. А это совершенно не соответствовало ее надеждам: «Мы не для того воевали с Грузией за нашу независимость, чтобы оказаться в России». Следует учесть, что такой настрой не является свидетельством антироссийских настроений – в Абхазии прекрасно отдают себе отчет в том, кому республика в первую очередь обязана своим положением, и видят в России главного и, по сути, единственного своего союзника и покровителя. Но не ценой сокращения суверенитета. А это, по мнению сторонников максимальной независимости, присутствует в межгосударственном соглашении, предусматривающем серьезное участие России в абхазских силовых, пограничных, таможенных структурах.
Власть поначалу активно сопротивлялась требованиям оппозиции о досрочных выборах, но в конце концов была вынуждена смириться с тем, что 1 марта нынешнего года инициативная группа внесла в ЦИК заявление о референдуме. Вопрос, вынесенный на народное рассмотрение, в результате совместной работы приобрел следующую формулировку: «Считаете ли вы необходимым проведение досрочных выборов президента Республики Абхазия?» Президент Рауль Хаджимба между тем дату народного волеизъявления назначил на 10 июля, в пространной речи напомнив согражданам о долге, Конституции, единстве общества и т.д.
Однако, как показали дальнейшие события, оппозиция рано радовалась успеху. Ближе к объявленной дате у электората в ходе регистрации для последующего голосования стали возникать проблемы бюрократического характера. По различным причинам армия противников Хаджимбы стала редеть. И оппозиция забила тревогу.
Как уже сообщала «НГ», на минувшей неделе оппозиция на митинге потребовала перенести референдум на более поздний срок, чтобы в нем могло принять участие большее количество населения, а потом – и отставки министра внутренних дел Леонида Дзапшбы. Формальная причина – ухудшение криминогенной обстановки. За этим же просматривалось желание оппозиции убрать чиновника, ведомство которого, по сути, и затеяло отсев электората «по надуманным причинам». Напряженность в абхазской столице спала лишь после того, как это требование митингующих Хаджимба удовлетворил. Однако в вопросе проведения голосования президент проявил твердость.
Накануне Хаджимба выступил по Абхазскому телевидению и призвал народ «достойно провести референдум, не превращая его в уличные беспорядки и провокации», и поставить «закон и добрые человеческие отношения выше политических амбиций». В ответ оппозиция приняла свое заявление, распространенное в субботу вечером, в котором сообщила о неучастии в плебисците.
«Вынуждены заявить, что президент Абхазии проигнорировал наши предложения, и мы отказываемся принимать участие в референдуме, который, по существу, стал бы политическим спектаклем. Мы также заявляем, что не признаем любые итоги голосования», – говорится в документе и поясняется, что в республике «нет условий для свободного волеизъявления народа», а до того не было возможности «проведения разъяснительной и агитационной работы». Оппозиция считает, что нынешняя ситуация приведет к росту общественного протеста, а действия президента не отвечают национальным интересам Абхазии.
На момент подписания номера в печать референдум проходил без эксцессов, однако активность населения была крайне низкой. По словам председателя ЦИК Абхазии Батала Табагуа, к полудню она едва превышала полпроцента. Он напомнил: если референдум будет объявлен несостоявшимся, то следующий можно будет провести только через 2 года.