Бойцы АТО не позволили увезти их товарища в СИЗО и начали устанавливать палатки на Крещатике. Фото Reuters
В Украине создают Национальный комитет участников антитеррористической операции (АТО). Прошедшие войну в Донбассе собираются объединиться для защиты своих интересов. Идея возникла давно, но только сейчас добровольцы сплотились. Поводом послужило уголовное преследование авторитетного в кругах военнослужащих начальника штаба батальона «Айдар» Валентина Лыхолита.
Лыхолит, которого украинские военные знают по прозвищу Батя, – бывший афганец, который был одним из организаторов так называемой афганской сотни на майдане. Весной 2014-го он одним из первых отправился добровольцем в Донбасс, принимал участие в создании батальона территориальной обороны Луганской области «Айдар» (по названию местной речки). В сентябре 2014-го президент Петр Порошенко наградил Лыхолита орденом «За мужество» III степени.
К 2015 году вокруг батальона разгорелось много скандалов: обвинения звучали и в адрес отдельных добровольцев, которые, по данным следствия, создали в зоне АТО вооруженные банды, некоторые пытались наладить поставки оружия в Украину. Упоминалось и самоуправство некоторых командиров, которые в отдельных случаях принимали решения без санкции штаба АТО. В марте прошлого года «Айдар» был фактически расформирован: добровольческий батальон перешел в подчинение Минобороны в статусе 24-го отдельного штурмового батальона Сухопутных войск. Первый командир «Айдара» Сергей Мельничук стал депутатом Верховной рады от Радикальной партии Олега Ляшко, но вскоре был исключен из фракции.
В прошлом году Генпрокуратура начала расследование против Мельничука по фактам незаконных действий в зоне АТО.
До сих пор ни в одном скандале не звучало имя Валентина Лыхолита. Поэтому новость о принятом 1 июля Печерским судом Киева решении о его задержании на два месяца вызвала множество вопросов. Как оказалось, бывшего начштаба добровольческого батальона и еще одного бойца «Айдара» подозревают в организации в 2014 году в Донбассе банды, которая совершала разбойные нападения. Речь идет о таких уголовных преступлениях, как бандитизм, разбой, незаконное завладение транспортным средством, незаконное лишение свободы, а также похищение, присвоение, вымогательство документов, штампов, печатей.
Депутат из оппозиционной фракции «Самопомощь» Егор Соболев сразу сообщил в соцсети, что произошло: «Задержан легенда «Айдара» – Валентин Лыхолит, Батя. Командир Нади Савченко. Задержан военной прокуратурой по заявлению лидеров сепаратистов Северодонецка – бывшего мэра (Валентина Казакова. – «НГ») и его заместителей, при которых город оказался в ЛНР. Они обвиняют Батю в том, что его бойцы забрали у них фотоаппарат и другие материальные ценности».
Новость взбудоражила общество, поскольку с точки зрения обывателей ситуация выглядит так, словно у правосудия нет вопросов к бывшим руководителям городов Донбасса, поддержавшим сепаратизм. Но есть претензии к тем, кого власть в 2014-м отправила в Донбасс, не снабдив самым необходимым. Генпрокурор Украины Юрий Луценко, лично занимавшийся вопросом пересмотра меры пресечения для Лыхолита, пояснил журналистам: «Неполнота следствия, с моей точки зрения, заключается в том, что бойцы «Айдара» на тот момент не были обеспечены необходимыми транспортными средствами для защиты государства, поэтому были вынуждены эти средства добывать». Луценко заявил, что проблема значительно глубже: «Речь идет не только о Лыхолите. Речь идет о столкновении проблемы ответственности по Уголовному кодексу гражданского времени в отношении людей, которые действовали фактически в условиях военного времени. И судью нельзя винить, он судит по закону, а закон не учитывает военной обстановки. Поэтому надо сильно активизироваться в Верховной раде, где я был одним из инициаторов закона об амнистии, который освобождает от наказания участников АТО, которые не совершили тяжких преступлений, как убийство, изнасилование».
Генпрокурор отметил, что коротко обсудил возникшую ситуацию с президентом Петром Порошенко, который «переживает за отдельно взятого бойца» и считает, что при избрании меры пресечения нельзя унижать участников АТО. В субботу к вечеру была экстренно рассмотрена апелляция, после чего Валентина Лыхолита выпустили из-под ареста – на поруки нескольких депутатов Верховной рады.
Правда, украинское руководство вмешалось в ситуацию только в тот момент, когда бывшие участники АТО полностью заблокировали Печерский суд, не позволив увезти их товарища в СИЗО, а на Крещатике начали устанавливать палатки, перекрыв движение транспорта. К зданию суда принесли покрышки.
Сам Лыхолит в суде заявил, что считает дело против него сфабрикованным: «Сергей Мельничук (первый командир батальона «Айдар». – «НГ») заказал это дело, заплатил и военной прокуратуре, и судье. Защита полностью развалила доказательную базу обвинения». Журналист Сергей Иванов пояснил, что подавший иск бывший мэр Казаков – «протеже главы «Оппозиционного блока» Юрия Бойко». А депутаты от Радикальной партии утверждают, что Мельничука исключили из своих рядов тоже за связи с представителями бывшей Партии регионов. При этом судья, ведущая дело Лыхолита, сама находится под следствием после принятых ею решений, позволивших сбежать из Украины одному из соратников Януковича, уточнил Иванов.
Юрий Луценко (справа) лично занимался пересмотром меры пресечения для Валентина Лыхолита. Фото Reuters |
Валентин Лыхолит заявил, что его случай – не единичный, а поэтому призвал участников АТО объединить силы для защиты своих интересов: «С этого дня есть Национальный комитет участников АТО, в который вошли батальоны «Айдар», «Азов», «Донбасс», «Торнадо».
Лидерами мнений снова стали бывшие командиры батальонов – Семен Семенченко (командовавший батальоном «Донбасс) и Дмитрий Ярош (экс-лидер запрещенной в РФ организации «Правый сектор»). Оба ныне являются депутатами Верховной рады. Смысл их заявлений, широко цитируемых в украинских СМИ, в целом совпадает с общественными настроениями.
В частности, Ярош сказал, что законы мирного времени нельзя применять в условиях военных действий. И напомнил, что украинская власть руководствуется этим принципом в отношении тех, кого признала сепаратистами и террористами: «Отношение к добровольцам как к «волкам в овечьей шкуре», а к террористам – как к «заблудшим овцам», готовность власти обвинять в уголовных преступлениях защитников Украины и прощать ее врагов является двойным стандартом, которому необходимо положить конец».
Семенченко, в свою очередь, заявил, что суды отправили под стражу около 800 участников АТО: «То, что происходит с Лыхолитом, это не просто гонения на героя войны (которого пытаются изобразить в качестве главаря банды мародеров и грабителей), это системные репрессии, это уничтожение добровольческого движения». Бывший комбат «Донбасса» задал еще один вопрос, который постоянно звучит на улицах: «Прошло более двух лет со времени майдана – ни один вор времен Януковича не сидит. Редкие птички, которых берут, чтобы обмануть общественное мнение и показать, как борются с коррупцией, находятся под домашним арестом и под подпиской о невыезде, легко уходят от ответственности. Иловайская трагедия, действия генералов, которые толкнули нас к Минским соглашениям, к Дебальцеву – ничего не расследовано. Не расследованы факты воровства военного имущества, факты коррупции уже нынешней. Зато пачками сажают добровольцев».
Скрытое противоречие между властью и обществом давно провоцировало конфликт, поводом для которого может стать что угодно, в частности расследование Лыхолита. Многие эксперты отмечают, что первое решение Печерского суда привело в действие невидимые механизмы: представители разных батальонов, между которыми ранее не было связей, объединились и организованно отправились в Киев для защиты авторитетного командира. И задали власти вопрос о справедливости украинского правосудия вообще, а не только в деле Лыхолита. Семенченко сказал радио «Голос столицы»: «Суд должен решать (как оценить действия участников АТО. – «НГ»). Однако это должен быть суд, которому доверяют люди, который показывает, что нет разницы между миллионерами из военной прокуратуры, между крупным чиновником и обычным добровольцем… Мы не доверяем этому суду – это судилище».
Хотя власть сделала все возможное, чтобы смягчить ситуацию, она не разрешена. Руководитель Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак сказал «НГ», что в данном случае раздор между властью и людьми, державшими оружие в руках, – «в интересах противников Украины». Однако он считает, что участники АТО не станут расшатывать ситуацию в стране: «Количество радикально настроенных – думаю, 2–3% от тех, кто прошел участие в антитеррористической операции». Большинство, по мнению Бадрака, несмотря на претензии к власти, не допустит, чтобы горячие головы хватались за оружие в мирной части страны.
Киев