За контроль над этим шлагбаумом, который отделяет Донецк и Луганск от России, и борются украинские власти. Фото Reuters
Украина может частично восстановить торговые отношения с неподконтрольными Киеву районами Донбасса. Этот вопрос, как утверждают источники «НГ», обсуждался в минувшую среду на переговорах в Минске. Вечером того же дня бывший губернатор Луганской области, ныне замминистра Украины по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Георгий Тука в эфире «5 канала» пояснил, почему не имеет смысла держать товарную блокаду.
Тука привел несколько причин, среди которых, в частности, экономическое сближение ДНР и ЛНР с Россией: поставки российских товаров, переход на российские рубли. Те, кто в свое время инициировал торговые барьеры на линии разграничения, надеялись, что это вызовет недовольство местного населения. И что жители Донбасса сами откажутся от идеи независимости. Но надежды не оправдались. Зато, как признал украинский замминистра, на линии разграничения возникли теневые схемы поставок товаров в ДНР и ЛНР с украинской территории.
«Ограничения в торговле приводят к тому, что возникают с обеих сторон определенные структуры (в основном те, которые должны контролировать соблюдение режима блокады), которые, откровенно давайте говорить, создают преступные связи между собой. И начинают на этом зарабатывать деньги», – сказал он, уточнив, что на так называемой контрабанде зарабатывают те, кто контролирует линию разграничения. С украинской стороны, как считает Георгий Тука, «это и военнослужащие, и представители пограничной службы, СБУ и до недавних пор представители МВД. Все абсолютно, нет святых».
Ранее об этом явлении публично не говорили. Источник «НГ» в военной сфере неофициально рассказал, что так называемая контрабанда – это поставки товаров с украинской территории в районы, подконтрольные ДНР и ЛНР, а также, не исключено, дальше через границу. «Ведь речь идет не только о продуктах или лекарствах. Идут фуры с бытовой техникой, электроникой. Кто-то же организует такие поставки – значит, есть возможности. Иногда поток прикрывается боевыми действиями на другом участке, хотя в это сложно поверить. Но там серьезные бизнес-интересы», – сказал источник «НГ».
Глава МИД ДНР Наталья Никонорова настаивает на снятии торговых запретов для Донецка и Луганска. Фото со страницы МИД ДНР в «ВКонтакте» |
Месяц назад экс-министр экономики Виктор Суслов, отвечая на вопросы читателей украинского ресурса «Главред», подтвердил, что в стране есть силы, которым выгодна война в Донбассе. «Зарабатывают и на военных поставках, и на контрабанде. Сложились целые преступные группировки, которые зарабатывают на войне в Донбассе», – сказал он.
Сейчас, судя по всему, идет подготовка к отмене ряда торговых ограничений. Депутаты Верховной рады, с которыми удалось вчера пообщаться «НГ», напомнили, что закон о полной товарно-сырьевой блокаде территорий, которые Украина признает оккупированными, обсуждался в прошлом году, но не был принят. Действует только принятое в конце 2014 года законодательство, в соответствии с которым на неподконтрольной Киеву территории были закрыты все государственные учреждения, организации, отделения украинских банков. То есть, по словам депутатов, чтобы разблокировать торговлю, не нужно проводить специальные решения через украинский парламент. Достаточно распоряжений на правительственном уровне и поддержки со стороны президента Украины.
Вице-президент Института Горшенина Алексей Лещенко считает, что могут возникнуть проблемы: «С кем выстраивать отношения (в данном случае – торговые) на неподконтрольной территории, с кем подписывать договора? С теми, кого Украина признала террористами?»
Эксперты в Киеве допускают, что никаких договоров не будет. Но возобновление торговли, даже частичное, считают уступкой с украинской стороны, ведь оно будет свидетельствовать об установлении каких-либо связей с непризнанными республиками.
Политический аналитик Тарас Чорновил сказал «НГ», что слышал о подготовке к возобновлению торговли: «Вопрос обсуждается. Но все это выглядит пока непонятно. Украинская сторона ранее четко заявила: сначала мир – потом восстановление экономических контактов и решение политических вопросов. Теперь вдруг говорят о торговле – а в Донбассе в это время не только нет перемирия, но, напротив, ситуация с каждым днем ухудшается, идет реальное обострение».
Источник «НГ», попросивший не упоминать его имени, отметил, что торговые вопросы, а также вопросы частичного восстановления железнодорожного сообщения пришлось решать, поскольку Украине необходимо создать запасы угля на зиму. Он отметил, что организацией поставок объясняются достигнутые на этой неделе в Минске договоренности об отводе войск и прекращении огня.
Тот же источник сказал, что, по его информации, ответным шагом на разблокирование торговли могло бы стать решение об обмене пленными. Этим вопросом занималась гуманитарная подгруппа в Минске. Пресс-секретарь представителя Украины в трехсторонней контактной группе Леонида Кучмы Дарка Олифер сообщила: «За минувшую неделю мы получили тревожные сигналы об ухудшении ситуации с освобождением людей. К семьям поступает информация о том, что их родных перевели из здания Донецкого СБУ в помещение СИЗО». Она сказала, что украинская делегация в Минске предложила провести «день семьи»: позволить родственникам пленных с обеих сторон посетить их близких в местах заключения. ДНР и ЛНР пока не ответили.
Но республики намекнули на то, что частичное возобновление торговли – недостаточный шаг для дальнейшего примирения. Источник Донецкого агентства новостей (ДАН) сообщил, что представитель ДНР на переговорах в Минске Денис Пушилин потребовал от Киева возобновить выплаты жителям Донбасса. «Украина должна возобновить выплаты пенсий, как того требует Комплекс мер и нормы международного права. Для реализации этого пункта Денис Пушилин выступил с предложением о создании в республиках дополнительных отделений Пенсионного фонда, чтобы упростить получение пенсионных выплат и избавить наших граждан от вынужденных перемещений на подконтрольную Украине территорию», – сказал источник.
Украинские депутаты утверждают, что это невозможно: если бы Верховная рада вдруг пересмотрела решение о закрытии всех госучреждений на неподконтрольных территориях, это привело бы к бунту внутри Украины. Тарас Чорновил считает, что ситуация в украинском парламенте не позволяет внести на рассмотрение не только подобное решение, но даже совершенно безопасный с политической точки зрения закон о выборах в Донбассе. «Даже если бы такой закон был написан в точном соответствии с украинскими нормами и стандартами ОБСЕ (что, правда, означало бы, что он не устроит ни ДНР и ЛНР, ни Россию), депутаты за него не проголосовали бы», – сказал он. Политолог Алексей Лещенко подтвердил «НГ»: «Украина исключает политическое урегулирование на базе признания ДНР и ЛНР. Здесь исходят из того, что решать политические вопросы будем после отвода войск и ликвидации системы республик».
Дарка Олифер по итогам очередной встречи в Минске подтвердила: «Основной вопрос для украинской стороны – безопасность».
Представитель РФ в контактной группе Борис Грызлов подчеркнул, что политические вопросы и вопросы безопасности должны решаться «параллельно и взаимосвязанно». В то же время глава МИД РФ Сергей Лавров после переговоров с французским коллегой Жан-Марком Эйро заявил в Париже: «И конечно, что важнейшим условием прогресса, как это записано в Минских договоренностях и резолюции Совета Безопасности ООН, является налаживание прямого диалога между Киевом и Донбассом».
Российская сторона в Минске на этой неделе выступила с новым предложением. По сообщению агентства ДАН, речь идет «о создании в Донбассе некоей новой миссии на время выборов для «электорального патрулирования». Украина, как известно, видела в этой роли вооруженную полицейскую миссию ОБСЕ, которая, по идее Киева, должна была не только осуществлять контроль режима безопасности в период выборов в Донбассе, но и обеспечивать контроль над украинско-российской границей. В Москве эту идею не приняли, согласившись только на расположение миссии ОБСЕ, вооруженной пистолетами для собственной защиты, на линии разграничения между ДНР, ЛНР и украинской территорией. Новую идею об «электоральном патрулировании» восприняли в штыки в Киеве, поскольку опасаются, что речь идет о вводе российских войск для контроля за голосованием.
Правда, стороны пока не договорились даже о принципиальных подходах к проведению местных выборов. Ранее глава МИД ДНР Наталья Никонорова, представляющая республику в политической подгруппе в Минске, заявила, что Донецк и Луганск не примут украинский закон о выборах, если не будут учтены требования республик: мажоритарная система, организация выборов местными центризбиркомами, запрет на участие украинских партий, поддержавших АТО. По итогам встречи в Минске она уточнила, что ДНР и ЛНР настаивают на проведении местных выборов после прекращения Украиной АТО и отмены транспортной и экономической блокады неподконтрольных Киеву территорий.
Источник «НГ» считает, что часть вопросов может быть снята, если торговля частично восстановится. Но развитие этого процесса, по его словам, будет зависеть от перспектив восстановления украинской юрисдикции в Донбассе и контроля над украинско-российской границей. На следующей встрече в Минске, которая запланирована на 13 июля, украинская сторона предлагает обсудить давнюю идею Киева о создании пятой подгруппы – по вопросам восстановления контроля над границей. В ДНР и ЛНР категорически против.
Эксперты в Киеве считают, что о примирении сторон, о компромиссах и взаимопонимании речь пока не идет. А вероятную легализацию торговых отношений они связывают скорее с бизнес-интересами влиятельных лиц, нежели с перспективой политического урегулирования.
Киев