Игорь Гиоргадзе предпринял еще одну попытку вернуться на родину. Фото с сайта www.krsk.sibnovosti.ru
Находящийся в международном розыске экс-министр КГБ Грузии Игорь Гиоргадзе может принять участие в парламентских выборах в октябре. Власти страны пока никак не комментируют это сообщение. Сам бывший министр – тоже. Известно, что дело Игоря Гиоргадзе рассматривает Тбилисский городской суд, и осведомленные источники не исключают, что Фемида может его оправдать.
Всколыхнувшая этим сообщением набирающую ход избирательную кампанию газета «Версия» не стала уточнять детали судебных процессов, отметив лишь, что они проходят в форсированном режиме. Состоялось уже несколько заседаний, на очереди еще одно – 7 июля, и их ход для разыскиваемого Интерполом Игоря Гиоргадзе выглядит обнадеживающе.
Напомним, что глава службы госбезопасности Игорь Гиоргадзе обвиняется в организации покушения на президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе в 1995 году. Однако успел покинуть страну, и суд над ним проходил заочно. Находясь в международном розыске, Гиоргадзе тем не менее периодически встречался с журналистами, и по различным телеканалам неоднократно демонстрировались документальные фильмы с его комментариями или даже повествующие о его злоключениях. Сам он свою причастность к покушению на Шеварднадзе категорически отрицает, утверждая, что, будучи главой грузинских спецслужб, мог организовать ликвидацию президента куда более профессионально, если была бы такая цель.
После революции роз 2003 года Гиоргадзе попытался вернуться в Грузию. Однако новые власти дали понять, что он будет осужден. Тогда экс-шеф госбезопасности из-за рубежа сформировал на родине оппозиционное движение «Справедливость», нацелившись на участие в парламентских выборах 2008 года. Но до них «Справедливость» не дожила – власти обвинили организацию в антигосударственном заговоре, препроводив заметных ее представителей за решетку на различные сроки заключения. Теперь, похоже, Гиоргадзе готов повторить попытку. Если, конечно, суд отменит выдвинутые против него обвинения и он сможет вернуться на родину без опасения оказаться в роли преследуемого. Впрочем, его шансы на успех не видятся высокими. Сформировать партийную организацию за оставшееся до октября время Гиоргадзе вряд ли успеет. Баллотироваться по одному из мажоритарных округов – тоже рискованная затея, так как прошло достаточно много времени с его отъезда из Грузии, в стране произошли серьезные изменения, в том числе и ментальные, и электоральные. Он, конечно, волен примкнуть к одной из партий, участвующих в выборах. Но и тут не совсем просто, поскольку реальные шансы на успех пока только у правящей «Грузинской мечты» (ГМ) и бывшей партии власти – «Единого национального движения» (ЕНД). ЕНД, отказавшее в свое время ему в возвращении на родину, отпадает. В ГМ идет очень жесткая внутренняя борьба за места в партийном списке, и этот сценарий вступления Гиоргадзе в политическую жизнь Грузии тоже не выглядит легко реализуемым. К тому же если вдруг ГМ и решится на союз с бывшим министром, то даст очень подходящий повод ЕНД для очередной порции мощной критики. Вряд ли это в интересах «мечтателей», которым в избирательной кампании пока не очень уютно, даже несмотря на обнародованные в четверг данные собственного исследования общественного мнения.
Согласно данным ГМ, ее собственный рейтинг составляет 35%, а конкурентов – ЕНД – лишь 13%. Эти результаты сильно отличаются от опубликованных чуть раньше результатов аналогичного опроса Национального демократического института (NDI), в которых разрыв был значительно меньше. ЕНД тут же обвинило ГМ в искажении действительности и манипуляции с общественным мнением. Однако социолог Зураб Бигвава в эфире Общественного телевидения солидное преимущество ГМ над ЕНД объяснил возможной методологией опроса. По его словам, перевес «мечтатели» могли получить, в частности, за счет растущей популярности премьер-министра Георгия Квирикашвили, рейтинг которого вдвое больше рейтинга экс-спикера, лидера парламентской фракции ЕНД Давида Бакрадзе. По словам Бигвавы, популярность ГМ в какой-то период падала, но теперь, очевидно, ситуация стабилизировалась и начался рост, что тоже нашло отражение в цифрах. Социолог при этом считает, что рейтинги будут меняться пропорционально интенсивности избирательной кампании – ни ГМ, ни ЕНД еще не вступили в активную пропагандистскую фазу.