Экс-премьера Молдавии Владимира Филата суд приговорил к 9 годам лишения свободы. Фото РИА Новости
В деле о краже из молдавских банков миллиарда долларов появляются не только новые фигуранты, но и свидетели, которые странным образом исчезают. В то, что бывший секретарь парламентской комиссии по безопасности Ион Бурмалай, собиравшийся назвать имена тех, кто воровал народные деньги, покончил с собой, не верит экс-начальник отдела Banca Sociala Сергей Сагайдак. Бывший сотрудник Национального центра по борьбе с коррупцией (НЦБК) Михаил Гофман заявил о гибели членов комиссии по расследованию банковской аферы. Начальник следственного отдела НЦБК Богдан Зумбряну сообщил «НГ», что Гофман будет допрошен в прокуратуре. Депутат Владимир Цуркан сказал «НГ», что парламент пригласит прокурора для доклада о ситуации.
Почему бывшего работника НЦБК будет допрашивать прокуратура, а не его бывшая служба? На этот вопрос начальник следственного отдела НЦБК Богдан Зумбряну сказал «НГ»: «Гофман прислал нам письмо, в котором говорится, что он готов дать нам показания. Мы направили ему уведомление с телефоном следователя, с которым можно уточнить время встречи. Наше послание осталось без ответа. Тем не менее в прокуратуре сообщили, что Гофман будет допрошен прокурором. Обе структуры занимаются борьбой с коррупцией, но до 2003 года дела вели следователи НЦБК – от начала и до передачи в суд. Теперь мы занимаемся сбором улик, а дальше все решения, в том числе передавать или нет дело в суд, принимает прокуратура. Потому, видимо, и Гофмана будут допрашивать там. Но я считаю, что Гофман, как человек в погонах, должен был сначала дать показания правоохранительным органам, а затем обнародовать их.
Что касается Сагайдака, то он к нам не обращался ни до, ни после публичного заявления. Правда, я допускаю, что такая форма обнародования данных может расцениваться их носителями как способ защиты».
Между тем скандал вокруг банков группы BEM (Banca de Economii, Banca Sociala и Unibank), ставший международным, разрастается и становится похожим на боевик: с погонями, убийствами и уничтожением улик.
Ранее бывший заместитель начальника Службы по предупреждению и борьбе с отмыванием денег при НЦБК Михаил Гофман сделал ряд заявлений о том, что несколько человек, входивших в состав тайной группы по расследованию ситуации в BEM, были исключены из системы или трагически погибли, а сегодня уже бывший глава одного из отделов Banca Sociala свидетельствует о фактах запугивания, преследования и давления в его адрес, имевших место после того, как он начал задавать вопросы, понимая, что в банке происходят подозрительные вещи.
Речь, как сообщает кишиневская газета «Панорама», идет о бывшем начальнике отдела по борьбе с отмыванием денег и мониторинга операций Banca Sociala Сергее Сагайдаке, опубликовавшем сообщение, в котором подробно рассказывается о том, что происходило в Banca Sociala во второй половине 2014 года, и о неоднократных покушениях на его жизнь, начавшихся сразу же после подачи им заявления об уходе.
«С 29 сентября 2014 года, когда я написал заявление об увольнении, и до сегодняшнего дня со мной произошло пять очень странных дорожно-транспортных происшествий, и каждый раз мои обращения в полицию оставались без внимания. Часто по ночам происходили ситуации, когда при выезде на перекресток появлялся автомобиль темного цвета с выключенными фарами, чтобы спровоцировать аварию, или ситуации, когда дымоход в доме залили автомобильной смазкой, выделяющей черный дым и углекислый газ, а полиция не предприняла никаких мер для установления личности преступника», – рассказывает Сергей Сагайдак.
Сергей Сагайдак рискнул рассказать правду о мошенниках. Фото со станицы Сергея Сагайдака в Facebook |
«У меня есть большие подозрения, что начальник IT-отдела Нацбанка Молдовы, член тайной группы по расследованию ситуации в трех банках Михаил Бологан, имевший доступ к информации о совершенном мошенничестве, умер в результате банальной аварии не случайно. У меня большие подозрения, что депутат парламента, член Комиссии по безопасности Ион Бутмалай, имевший доступ к информации, умер не потому, что покончил с собой. Также у меня большие сомнения в том, что инкассатор микроавтобуса, который сгорел со всем архивом группы ВEM, покончил жизнь самоубийством», – утверждает Сагайдак.
«Если до 2010 года «сведение счетов» совершалось путем клонирования уголовных дел и средствами экономического/финансового характера, то с 2010 года дополнительно к этому уже имеют место и убийства, и устранение свидетелей», – говорит бывший сотрудник Banca Sociala.
Почему Сагайдак молчал раньше? История с банковскими махинациями, закончившимися выводом в офшоры 1 млрд долл., тянется не один год. В 2014-м было публично сообщено, что в банках денег не осталось – они исчезли даже с депозитов пенсионеров. Депутат парламента, экс-министр МВД Молдавии Владимир Цуркан пояснил «НГ», что, видимо, Гофман и Сагайдак решились открыто выступить (а это было в телеэфире) после того, как экс-премьер Владимир Филат был уже осужден, а бывший управляющий тремя банками Илан Шор арестован. Раньше в парламенте была создана специальная комиссия, которая вела свое расследование. Ее доклад был размещен на сайте парламента Республики Молдова, отметил Цуркан. «А теперь в связи с заявлениями Гофмана и Сагайдака мы направим запрос в прокуратуру, с тем чтобы прокурор доложил парламенту ситуацию в свете этих новых публично прозвучавших разоблачений», – сказал молдавский парламентарий.
В то же время прокурор Адриана Бецишор заявила, что возбуждено новое дело в отношении экс-премьера Владимира Филата. Бецишор, цитируемая интернет-структурой unimedia.info, отметила, что в новом деле Филат тоже подозревается в извлечении выгоды из влияния и пассивной коррупции.
«Еще должны подойти представители Комиссии по оказанию правовой помощи для некоторых заключений, поскольку, как я уже говорила, все банковские переводы затронули целый ряд стран», – отметила Бецишор. Ранее начальник следственного отдела НЦБК Богдан Зумбряну говорил «НГ», что к делу о краже миллиарда долларов имеют отношение и российские банки. Это, кстати, было отмечено и в докладе парламентской комиссии.
Напомним, 27 июня суд сектора Буюкань Кишинева признал виновным в коррупционных деяниях и извлечении выгоды из влияния бывшего премьера, депутата Владимира Филата и приговорил его к девяти годам лишения свободы в пенитенциарном заведении закрытого типа. Согласно приговору, Филат будет обязан выплатить штраф в размере 60 тыс. леев, не сможет занимать публичные должности в течение пяти лет, а его имущество, в том числе недвижимость, участки земли, автомобили, будет конфисковано.
Владимир Филат был задержан 15 октября 2015 года офицерами по борьбе с коррупцией и впоследствии арестован. На основе явки с повинной миллионера Илана Шора Филат был обвинен в пассивной коррупции и извлечении выгоды из влияния. Шор заявил, что под давлением Филата передал последнему в общей сложности 250 млн долл. Шор был сначала арестован, потом отправлен под домашний арест и затем отпущен на свободу. Теперь он снова под арестом, но не под домашним. Ранее прокурор Адриана Бецишор заявила, что Шор проходит по новому делу о махинациях в банках.
В молдавских СМИ пророчат продолжение арестов: называются фамилии экс-премьера Юрие Лянкэ, экс-спикера Игоря Кормана и бывшего главы Нацбанка Дорина Дрэгуцану.