Петр Порошенко в Брюсселе: «А как же безвизовый режим для Украины?» Фото Reuters |
Вчера руководство ЕС в Брюсселе провело переговоры с президентом Украины. Месяц назад этот визит Петра Порошенко планировался в рамках подготовки к перенесенному с мая на сентябрь саммиту Украина–ЕС. Но британский референдум внес коррективы и в рабочий график, и в повестку дня встреч. Украинская власть утверждает, что внутренняя ситуация в Евросоюзе не повлияет на евроинтеграцию страны.
В мае, когда стало известно о том, что саммит Украина–ЕС отложен до осени, европейские лидеры и украинское руководство договорились встретиться в июне, накануне саммита Евросоюза. В тот момент в Киеве только сменили правительство.
От нового состава кабинета министров под руководством Владимира Гройсмана в ЕС ожидали ускорения реформ. Планировалось, что в ходе вчерашней встречи, названной мини-саммитом, Порошенко сможет представить европейским партнерам сколько-нибудь значительные результаты, свидетельствующие о том, что украинская власть действительно нацелена на евроинтеграцию.
Дело в том, что Соглашение об ассоциации с ЕС в политической части перечисляет, к чему должна прийти Украина в результате реформ. Как и когда их проводить – не указано, поскольку это вопрос внутренней политики. То есть украинская сторона взяла на себя односторонние обязательства к 2020 году привести все сферы жизни государства к европейским нормам.
Но с момента подписания соглашения реформы носили не системный, а точечный характер. Поэтому они не меняли коренным образом постсоветское устройство государственного механизма, а служили скорее витриной, которая позволяла просить о финансовой помощи. Украинская власть объясняла медленный темп реформ войной в Донбассе. Но и эксперты в Киеве, и западные лидеры указывали, что только реформы способны усилить Украину, повысить уровень жизни людей, а это – путь к разрешению конфликта.
Предполагалось, что новое правительство продемонстрирует результат, который убедит европейцев в том, что страна не собирается стать иждивенцем Запада, а в обозримом будущем самостоятельно встанет на ноги. Порошенко вчера должен был представить первые результаты, а в ЕС собирались рассмотреть вопрос о форматах поддержки Украины, о сотрудничестве в отдельных секторах. Заранее было известно о подготовке к подписанию двух документов – Соглашения о сотрудничестве с Европейской организацией по вопросам юстиции и Соглашения об ассоциированном участии Украины в исследовательских и учебных программах Европейского сообщества по атомной энергии.
Итоги британского референдума спутали планы. Встречи с Порошенко президента Евросовета Дональда Туска, главы Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера, руководителя Европарламента Мартина Шульца и высокого представителя ЕС по внешней политике и политике безопасности Федерики Могерини не отменились. Но были перенесены с утра на вечер, поскольку в первой половине дня европейские лидеры и руководство ЕС проводило экстренные консультации по поводу брекзита.
Эксперты в Киеве отмечали, что внутренняя ситуация в ЕС отодвинула на второй план украинский вопрос. Но представители власти выражали уверенность, что в отношениях Украины с ЕС почти ничего не изменится. Глава МИД Украины Павел Климкин заявил, что некоторые вопросы, включая решение о безвизовом режиме для Украины, могут быть отложены примерно на месяц, но не будут сняты с повестки дня. Петр Порошенко, только узнав об итогах референдума в Великобритании, выразил сожаление, но при этом подчеркнул, что Украина не свернет с избранного пути. Он заметил, что перед ЕС встал новый вызов: «Найти путь к сердцам евроскептиков, чтобы не дать ни единого шанса оппонентам европейского интеграционного проекта и их щедрым спонсорам».
Аналитики отмечают, что все не так просто, как видится украинской власти, – и в отношении будущего ЕС, и относительно формата украинско-европейских отношений. Политолог Петр Олещук написал в своем блоге: «Главное для нас в том, что евроинтеграция, как мы ее себе представляли, для нас завершена. Как бы ни менялся Евросоюз, это будет совсем другая структура. Или несколько других структур». Поэтому, по его мнению, Украине следует экстренно разработать стратегию: «Чего мы хотим и что можем предложить другим».
Власти необходимо учитывать настроения украинского общества, а они тоже сложнее, чем кажется на первый взгляд. Еще в 2013 году социологи выяснили, что половина украинцев выступает за сближение с ЕС. Но майдан был спровоцирован не самим по себе отказом команды Виктора Януковича от евроинтеграции. Украинцы вышли на улицы, протестуя против беззакония и произвола власти. Евроинтеграцию в тот момент воспринимали как способ извне изменить систему власти и общественных отношений в Украине. Эксперты отмечали, что часть украинцев поддерживала евроинтеграцию в надежде получить право уехать учиться и жить в ЕС, другие надеялись, что этот путь упростит им трудоустройство в Европе. Еще часть населения видела в ЕС внешнего контролера, который способен урезонить тех, кто называется украинской элитой. Причем половина общества в 2013-м из таких же соображений ориентировалась на сближение с интеграционными проектами, которые были инициированы Россией.
Прямое противопоставление двух направлений внешней политики в украинском обществе началось после крымских событий и начала войны в Донбассе. Сейчас все те же чуть более 50% граждан ориентированы на евроинтеграцию, а доля тех, кто хочет сближения со структурами в рамках СНГ, сократилась до нескольких процентов.
Нюанс заключается в том, что в этом году евроинтеграционные настроения пошли на спад: в 2015-м за ЕС выступали более 62% граждан, сейчас – на 10% меньше. Появились и критики вступившего в силу Соглашения об ассоциации. По данным Института мировой политики, 41% граждан Украины назвали правильным шагом подписание этого документа, 25% считают решение неправильным, а еще 23% затруднились с ответом.
Эксперты объясняют разочарование тем, что Европа не оправдала ожиданий украинцев на поддержку в разрешении конфликта в Донбассе.
Агентство UBR привело такие данные: «По итогам первого квартала 2016 года ЕС занимает 41% в общем экспорте Украины, в то время как за аналогичный период 2013 года доля ЕС была только 33%. При этом за первый квартал 2013 года Украина поставила в страны ЕС товаров на сумму 4,5 млрд долл., а за первый квартал 2016 года всего на 3,2 млрд долл.». Производители столкнулись с проблемами лицензирования и жесткого квотирования продукции: по ряду товаров украинские квоты были исчерпаны в первые два месяца года и поставки стали нерентабельными.
Бывший министр экономики Украины Виктор Суслов, общаясь с читателями издания «Главред», заявил, что европейский рынок не компенсировал Украине потерю российского: «Альтернативные рынки Украина не нашла. Мало того, она почти на 30% (за последний период. – «НГ») сократила свой экспорт в страны ЕС и почти на две трети – в Россию. Компенсировать потерю российского рынка Украине по многим позициям вообще невозможно». Он привел ряд примеров и сделал вывод: «Разрыв экономических связей с Россией приводит к деградации украинской экономики, и эту деградацию нельзя ни восстановить, ни компенсировать. Переориентация Украины на западные рынки означает (и мы это видим каждый день), что экономика Украины начинает приобретать ярко выраженный сырьевой характер».
Украинские экономисты отмечают, что главной задачей власти в такой ситуации должно было стать проведение структурных реформ, позволяющих перестроить экономику. Но вместо этого был избран путь внешних заимствований и жесткой экономии внутри страны – на гражданах. Виктор Суслов считает, что при таком подходе улучшений ждать придется много лет. «Поэтому сейчас миллионы людей, особенно молодых, ищут возможности для выезда на заработки в другие страны. Ясно, что и ожидания от введения безвизового режима с Евросоюзом у большинства граждан связаны не с возможностью без виз посещать музеи Ватикана, а с возможностью найти какую-то работу там», – говорит эксперт.
Что касается европейских ценностей, то вера в них пошатнулась задолго до британского референдума. Политолог Тарас Возняк, анализируя результаты брекзита, отметил в своем блоге одну из главных проблем ЕС: «Евросоюз свелся к излишне бюрократизированному клубу государств, которые имеют только одну цель – благополучие, благополучие и еще раз благополучие. Ни моральные, ни идеологические ценности членов этого клуба на самом деле не объединяют».
Но там, где европейцам тесно в рамках общих стандартов, украинцам очень нужны европейские рамки, отмечают многие эксперты. Как и в 2013-м, в Украине существует запрос на верховенство права, на цивилизованное устройство правоохранительной и судебной систем, на общественный контроль над деятельностью власти и т.п.
И если три года тому назад проблема внешнеполитического выбора для украинцев была теоретической, то сейчас превратилась в вопрос принципа. С одной стороны, общество уже не видит альтернативы процессу евроинтеграции, поскольку война исключает другие направления. С другой, речь идет о том, как и для чего власть, сменившая команду Януковича, распорядилась полномочиями, полученными после майдана. В Украине опять растут протестные настроения.
Вопрос о том, как украинской власти действовать в новых условиях, по мнению ряда экспертов, будет обсуждаться в начале июля в ходе переговоров президентов США и Украины в Варшаве на полях саммита НАТО.
Киев