0
9672
Газета СНГ Интернет-версия

23.06.2016 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Казахстан хочет переформатировать ЕАЭС

Александр Шустов

Об авторе: Александр Владимирович Шустов – кандидат исторических наук, эксперт по Центральной Азии.

Тэги: казахстан, назарбаев, еаэс, еэс, экономика, кризис


казахстан, назарбаев, еаэс, еэс, экономика, кризис Фото Reuters

В ходе пленарного заседания Петербургского экономического форума президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выдвинул идею сопряжения Европейского и Евразийского союзов, что позволит создать условия для экономического рывка «Большой Евразии». С идеями такого рода глава Казахстана выступает не впервые, и связаны они с переживаемым ЕАЭС экономическим кризисом.

Исходной точкой этого кризиса стали присоединение Крыма к России и события в Донбассе, за которыми последовали введенные Западом и Россией друг против друга экономические санкции. Двукратное падение курса рубля по отношению к доллару и евро, оказавшееся гораздо более значительным последующей девальвации тенге, а также снижение покупательной способности населения РФ привели к обвалу казахстанского экспорта и наплыву в республику резко подешевевших российских товаров. В связи с этим ЕАЭС вместо открывавшихся ранее возможностей превратился для Казахстана в проблему, свидетельством чего стали неоднократно вводившиеся им в 2014–2015 годах временные запреты на поставки потребительских товаров из России.

С началом кризиса изменилась и публичная риторика казахстанских властей, которые гораздо чаще стали призывать к развитию интеграционных проектов с ЕС и Китаем. Так, на саммите по ядерной безопасности в Вашингтоне 1 апреля 2016 года Назарбаев заявил о необходимости провести совместную конференцию ЕС и ЕАЭС с целью выработки между ними и ШОС принципов свободной торговли. Среди стратегических целей Казахстана, обозначенных в ходе выступления президента 25 марта 2016 года на открытии первой сессии нижней палаты парламента (мажилиса), ЕАЭС вообще не фигурировал. Назарбаев заявил лишь о формировании Евразийского трансконтинентального коридора, который будет ориентирован на логистическую зону Казахстана в китайском порту Ляньюньган на побережье Желтого моря.

Выступая 3 марта этого года перед главами аккредитованных в Казахстане дипломатических миссий, президент проинформировал их о своем предложении создать «Объединенное Евразийское экономическое пространство», не пояснив, впрочем, в чем конкретно заключается его идея. В качестве главных приоритетов внешней политики республики Назарбаев выделил использование интеграционного потенциала ЕАЭС и участие в китайском проекте «Экономический пояс Шелкового пути». Отметил он и подписанное в декабре 2015 года соглашение о расширенном партнерстве с Евросоюзом, а также вступление Казахстана в ВТО.

Схожим образом внешнеполитические приоритеты расставлены в выступлении Назарбаева 30 января 2016 года на XVII съезде правящей партии «Hуp Отан». Формирование единых рынков в составе ЕАЭС и совместная программа строительства химических, металлургических, машиностроительных, энергетических и транспортных предприятий в рамках «Экономического пояса Шелкового пути» фигурируют в речи главы Казахстана как равноправные направления сотрудничества. Президент также упомянул подписание соглашения о партнерстве с ЕС, вступление в ВТО и необходимость развивать отношения с соседними странами Центральной Азии. Все эти направления и объединяет выдвинутая им идея «Большой открытой Евразии».

Казахстанское экспертное сообщество к участию республики в деятельности ЕАЭС также настроено преимущественно негативно. Такая позиция особенно характерна для этнических казахов. Их недовольство, как правило, вызывают низкая доля ЕАЭС во внешней торговле республики (7,8% по итогам прошлого года), экономические потери, которые Казахстан и Белоруссия вынуждены нести из-за введенных против РФ санкций, а также проармянская позиция России в карабахском конфликте. По мнению некоторых казахстанских экспертов ЕАЭС, как и ОДКБ, являются «эфемерными организациями», не способными выполнять свои функции. Национал-патриоты видят в ЕАЭС угрозу для независимости Казахстана.

На этом фоне инициатива Назарбаева о сопряжении ЕЭС и ЕАЭС выглядит отнюдь не как призыв всячески развивать между ними экономические связи и устранять торговые барьеры, а как адаптация евразийского проекта к требованиям европейского. Помимо потерь от экономического противостояния России и Запада стимулом для выдвижения этой инициативы является недавнее вступление Казахстана в ВТО, где по целому ряду товарных позиций он получил более низкие ввозные таможенные пошлины, чем другие страны ЕАЭС. В отличие от России и Белоруссии республика не имеет и достаточно развитой промышленности, требующей защиты внутреннего рынка от импорта. Теми же причинами вызвано стремление Казахстана развивать отношения с Китаем, сотрудничество с которым санкциями не осложняется.

ЕАЭС такая «интеграция» грозит постепенным вымыванием из него реального экономического содержания и превращением в формальное образование типа СНГ, существующее лишь на бумаге и лишенное реальных интеграционных функций.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Владимир Скосырев

Проводниками внешней политики, вероятно, станут чиновники, считающие  КНР угрозой для США

0
1092
Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Анастасия Башкатова

Центробанк усомнился в данных рекрутинговых компаний

0
1359
Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Ольга Соловьева

Кабмин выделит 30 миллиардов рублей на субсидирование льготных кредитов для аграриев

0
1388
Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон обусловлен требованием стабильности судебных решений

0
1092

Другие новости