Фото Reuters
Очередная попытка Петра Порошенко добиться голосования в Верховной раде за децентрализацию в июне этого года вновь провалилась. Украинский президент попытался продавить в парламенте принятие закона о децентрализации вместе с положениями об особом статусе отдельных районов в Донбассе. Однако партнеры по парламенту, прежде всего «Народной фронт», не поддержали предложения президента, настаивая на отдельном принятии конституционных изменений, касающихся децентрализации, и проведении местных выборов в Донбассе. На фоне сохраняющихся противоречий между президентом и парламентом происходит ужесточение требований региональных элит к Киеву.
Президенту пока не удается повлиять на позицию основного партнера «Блока Петра Порошенко» в парламенте – «Народного фронта». Соратники Арсения Яценюка отказываются голосовать одновременно за децентрализацию и местные выборы в отдельных районах Луганской и Донецкой областей, руководствуясь собственными интересами. Прежде всего в расчет берутся электоральные потери, которые возникнут в случае поддержки президентских инициатив. В Украине имеется достаточно большая часть населения, которая поддерживает воинственную риторику «Народного фронта» в отношении восточных областей Украины.
Президент пытается добрать недостающие голоса в других политических партиях. Под сильным давлением находится лидер «Самопомощи» Андрей Садовой, который стал ключевой фигурой «мусорного скандала», связанного с пожаром и гибелью людей на свалке в окрестностях Львова. Лидер «Самопомощи» оказался под огнем критики киевских чиновников, которые возложили на него вину за произошедшие события. Итогом непродуманных действий Садового стало объединение против него большинства политических сил, представленных в городском совете Львова. Ситуацией попытался воспользоваться Киев, за действиями которого просматривается стремление повлиять на позиции лидера «Самопомощи», добиваясь от него согласия поддержать президентские инициативы.
Не меньше внимания президент проявляет к представителям «Оппозиционного блока», голоса которых могут стать решающими. Однако Петр Порошенко не готов учитывать требования бывших регионалов, недовольных сложившимся положением.
Лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко также не поддерживает политику президента, занимая привычную для себя нишу оппозиции. Проводить самостоятельную политику лидеру «Батькивщины» позволяют рейтинги, которые в последние месяцы показывают рост симпатий к Тимошенко и ее политической силе.
Неспособность Порошенко добиться от парламента принятия закона о децентрализации в пакете с предоставлением особого статуса отдельным районам в Донбассе не снимает с повестки дня вопроса о решении конфликта на востоке страны. Порошенко по-прежнему пытается искать пути его урегулирования в правовом поле. К этому его подталкивают западные страны, которые добиваются от украинского президента выполнения положения Минских соглашений. Соответственно президенту важно продемонстрировать способности выполнять взятые обязательства и удерживать ситуацию под контролем.
С требованием западных стран согласны не все политические силы, расценивая их как неприемлемые для достижения политической стабильности Украины. В ряде партий существуют группы, которые выступают за прекращение мирных переговоров и возобновление военных действий. Реализация данного сценария рассматривается как возможность добиться пересмотра заключенных ранее соглашений и принять новые, в которых конституционные изменения и решения конфликта в Донбассе будет отделены друг от друга. Тем более что в элитах западноукраинских регионов достаточно популярны идеи «скинуть» ментально чуждый регион.
На фоне дискуссий о конституционных изменениях и путях решения конфликта в Донбассе происходит усиление позиций региональных элит, которые в последние годы оказались отстраненными от выработки важных решений. После начала военных действий на востоке и жесткой борьбы Киева со сторонниками федерализации региональные власти занимали выжидательную позицию. Осторожность была продиктована опасениями быть обвиненными в сепаратизме. Однако резкое ухудшение экономической ситуации, усиление финансового давления на региональные власти, которые столкнулись с отсутствием необходимых средств, вынудило регионы открыто заявить о своих требованиях, которые были оформлены в виде обращений к правительству.
Призыв ряда областных государственных администраций к правительству заключить договоры о перераспределении полномочий между кабинетом министров и областными органами власти отражает изменения в расстановке сил, которая сложилась в Украине. Регионы недовольны сложившейся ситуацией, при которой они не имеют необходимых полномочий для решения своих проблем.
Власти попытались объяснить данный процесс действиями отдельных политических сил и «происками Москвы», заинтересованной через федерализацию развалить Украину. Однако подобные объяснения не снимают с повестки дня вопрос о выработке новой системы отношений между Киевом и регионами. На протяжении практически всех лет независимости региональная политика выступала разменной монетой на многих выборах. В нынешних условиях требования регионов носят вынужденный характер, прежде всего из-за влияния экономических факторов. В свою очередь, Киев пока не готов учитывать требования региональных властей и предложить новые механизмы сотрудничества. Украинские власти обоснованно опасаются дальнейшей регионализации страны и утраты финансовых рычагов влияния на отдельные субъекты.
В сложившейся ситуации Порошенко лишен политического маневра. Давление западных стран, отсутствие поддержки в парламенте по вопросу разрешения конфликта на востоке страны и усиление региональных элит потребуют от президента принятия компромиссных решений. Однако подобный вариант устроит не все политические силы, подталкивая их к усилению давления на украинского президента.