Туркменские пограничники досматривают приграничный участок. Фото с сайта www.osce.org
Министр обороны РФ Сергей Шойгу сегодня на переговорах в Ашхабаде предложит руководству Туркменистана помощь в охране границы с Афганистаном и современное российское оружие на приемлемых условиях. Аналогичные переговоры он успешно провел накануне в Казахстане. Интерес к российскому оружию после кампании в Сирии заметно вырос, отмечают эксперты.
В столицу Туркменистана Сергей Шойгу прилетел сегодня из Астаны, где принимал участие в заседании министров обороны стран – участниц Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Главы оборонных ведомств стран ШОС договорились «о совместной борьбе с тремя силами зла»: экстремизмом, терроризмом и сепаратизмом. С учетом террористической атаки в Актобе, где сохраняется «желтый» уровень террористической угрозы, российский министр обсудил вопросы оказания экстренной военной помощи Астане. Он также сообщил, что Россия безвозмездно поставила Казахстану зенитные ракетные системы С-300 ПС для укрепления Единой региональной системы противовоздушной обороны. «В перспективе – создание общего оборонного потенциала, который будет способен противостоять любым угрозам», – заявил российский министр.
Казахстан уже присматривается к новым образцам российского вооружения, которые были представлены на международной выставке вооружений KADEX-2016 в Астане. Как отметил министр обороны Казахстана Имангали Тасмагамбетов, российская армия в Сирии показала всему миру, что способна эффективно решать боевые задачи в различных регионах планеты с использованием новейших вооружений.
Развитие военно-технического сотрудничества со странами постсоветского пространства остается одним из приоритетных направлений и для России. В том числе с Туркменистаном, остающимся в стороне от интеграционных процессов на постсоветском пространстве. «НГ» уже писала о том, что Москва, обеспокоенная ситуацией на туркмено-афганской границе, рассматривает вопросы и варианты оказания помощи (см. номер от 02.02.16). Помощь тогда предложил министр иностранных дел РФ Сергея Лавров, однако президент Гурбангулы Бердымухамедов от нее отказался. Российская сторона своего отношения к этой проблеме не изменила – Минобороны РФ по-прежнему считает, что Ашхабад с охраной своих границ самостоятельно не справится. Разговор об этом – едва ли не основной в программе переговоров Сергея Шойгу.
«Министр обороны РФ в Ашхабаде будет прорабатывать вопросы продажи Туркменистану российского вооружения, укрепляя, таким образом, границу, поскольку других возможностей присутствия России в Туркменистане в таком широком плане не имеется», – сказал «НГ» ведущий научный сотрудник Центра изучения общих проблем современного Востока ИВ РАН Шохрат Кадыров. И Туркменистан, по его мнению, охотно на это идет. «Во-первых, это вооружение сравнительно дешевое. Во-вторых, имеются традиционные связи закупок российского оружия. Основная часть товарооборота между двумя странами как раз и приходится на ВПК», – отметил эксперт. По его словам, Туркменистан мог бы покупать оружие и в других странах, но, по мнению специалистов, наиболее успешно с учетом климатических условий в Туркменистане работает именно российское оружие.
«У Ашхабада, несмотря на сокращение экономических связей с Москвой, отношения сохраняются. Речь прежде всего идет о поддержке режима Бердымухамедова. Но эта поддержка обеспечивается определенным уровнем товарооборота, главной статьей в котором остаются вооружения. России это не единственный плюс во взаимоотношениях – такого рода поставки связаны не только с продажей оружия, но и с поставками запчастей. Это устойчивая долгосрочная связь. Россия надолго привязывает Туркменистан к своему ВПК. В условиях кризиса российское вооружение для Туркменистана, как правило, идет по лизингу. И России, и Туркменистану выгодно сохранять такого рода контакты», – полагает Кадыров. Кроме того, сотрудничество в оборонной сфере компенсирует участие Туркменистана в ОДБК и ШОС. Однако говорить о создании с Ашхабадом единой системы противовоздушной обороны рано, поскольку Туркменистан всячески старается избегать участия в каких-либо альянсах. Кадыров также обратил внимание на то, что по той же статье закупок может проходить и получение спецсредств для внутренних войск страны в связи с событиями в Актобе.
Эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев считает: «Вероятность того, что переговоры Сергея Шойгу в Ашхабаде станут прорывными в вопросах координации, да и вообще какого-либо серьезного сотрудничества между военными ведомствами двух стран, довольно низка». «Не прошло еще и полгода после визита в Ашхабад российского министра Сергея Лаврова, оказавшегося по своим результатам довольно пессимистичным. Ничего с тех пор принципиально не изменилось, напротив, происходящее на протяжении последних месяцев резкое усиление в Туркменистане турецкого влияния оставляет еще меньше надежд на активизацию сотрудничества Москвы и Ашхабада, да еще и в такой деликатной сфере, как безопасность», – сказал «НГ» Александр Князев.
Беспокоящая Москву ситуация на туркменском участке афганской границы, по словам эксперта, остается в целом прежней, хотя со времени жестких приграничных конфликтов прошло уже два года. За это время Ашхабаду удалось усилить охрану ряда участков границы, но тем не менее напряженность сохраняется. «Но вопрос военного сотрудничества с Россией для туркменского руководства является сугубо политическим, а не ведомственным, да еще и отягощается конфликтным разрывом в отношениях по газовой проблематике. Поэтому нетрудно предугадать риторику туркменского министра или президента, если состоится его встреча с Шойгу, в ответ на российские предложения и инициативы. Это будет простая апелляция к нейтральному статусу Туркменистана», – отметил Князев. Он считает, что помимо публичной части в ходе предстоящих переговоров есть и объективные условия, делающие сугубо военное сотрудничество малоперспективным. Они заключаются в самом характере угроз с афганского направления, представляющих асимметричные действия, которым эффективно противостоять сугубо военными методами невозможно по определению. Это инфильтрация боевиков поодиночке и малыми группами, транзит небольших партий оружия подпольным группам по территории Туркменистана. Это работа спецслужб и пограничных войск, но не армии.
Военный эксперт Виктор Литовкин сказал «НГ», что события в Актобе показали, что ни одна страна в Центральной Азии не может оставаться нейтральной по отношению к террористической угрозе. «Сегодня нужны взаимодействие между всеми государствами, входят они в ОДКБ или нет, объявили они свой нейтралитет или нет. Никуда не денешься: если мы не будем вместе, то каждое из этих государств может погибнуть поодиночке», – сказал Литовкин. Поэтому нынешний визит – это еще одна попытка министра обороны РФ убедить лидеров этих государств согласовать свои действия. Это никак не отразится на туркменском нейтралитете. И не поставит те или иные государства в зависимость от России.