Мост через Днестр связывает Молдову и Приднестровье. Фото ОБСЕ/Игорь Скимбатор
В Берлине после двухлетнего перерыва прошла встреча в формате «5+2» по приднестровскому урегулированию. Конечно, можно и нужно поблагодарить Германию, председательствующую в ОБСЕ, за организацию этой встречи, на которой даже был подписан некий документ. Он опубликован Кишиневом, Тирасполем и размещен на сайте ОБСЕ. Согласно документу, «стороны подтвердили готовность продолжать регулярные встречи на уровне экспертных (рабочих) групп и политических представителей до июльской конференции в Баварии», чтобы достичь ряда договоренностей. В протоколе обозначены семь пунктов, по которым предстоит работать.
В частности, по вопросам апостилирования дипломов, выдаваемых в Приднестровье, использования автомобилей с приднестровскими номерными знаками, проблемам телекоммуникации, метеорологии и защиты окружающей среды в бассейне реки Днестр.
Пожалуй, главное, что было достигнуто на берлинской встрече, – это подтверждение сторонами ранее взятого на себя обязательства решать все вопросы исключительно за столом переговоров при содействии и посредничестве ОБСЕ, РФ и Украины.
Политические представители сторон – вице-премьер Молдовы по реинтеграции Георгий Балан и и.о. министра иностранных дел Приднестровья Виталий Игнатьев – по итогам встречи заявили, что «получили мощное домашнее задание», от выполнения которого зависит ход дальнейших переговоров.
Короче, переговорная группа решила за полтора месяца сделать то, что вначале долго обсуждалось, а потом два года «пылилось» в официальных кабинетах. Но давайте не будем себя обманывать. С начала приднестровского конфликта прошло четверть века, за это время проведены сотни встреч и конференций, обсуждены десятки вариантов урегулирования, но реального результата как не было, так и нет. А если ничего не менять, то и не предвидится.
Мир, добрососедство, взаимопонимание очень легко разрушить, но очень трудно восстановить. История приднестровского конфликта, к сожалению, в полной мере подтверждает эту истину.
Днестр, ставший границей, разделяющей людей одной национальности – молдаван, украинцев, русских – и одного, православного вероисповедания, наша общая боль и проблема. Сегодня усилия сторон, посредников, наблюдателей направлены на то, чтобы предотвратить новую вспышку насилия, избежать человеческих жертв. Рано или поздно эту проблему придется решать по существу. Мы не знаем, в какой форме, на каких условиях это произойдет. Ясно одно: чтобы чего-то достичь, надо начать реально действовать. Может быть, с малых шагов, не требующих больших затрат и радикальных уступок. К сожалению, определенные политические круги заинтересованы в бесконечном сохранении в повестке дня приднестровской проблемы, чтобы спекулировать на этой теме, получать политические дивиденды во время избирательной кампании и общественно-политической напряженности. Не добавляет оптимизма и глобальное геополитическое противостояние Запада и России, заложником которого во многом стали Молдова и Приднестровье.
Трагедия вооруженного конфликта 1992 года должна стать отправной точкой, которая не разъединяла бы, а объединяла два берега Днестра. Объединяла общим неприятием насилия, разрушения, смерти, желанием сохранить пусть и хрупкий, но мир, договориться о совместном проживании на условиях, которые обеспечили бы человеческое развитие, а не деградацию.
Каждая сторона должна внести свой вклад в сближение берегов – политики, дипломаты, военные, бизнесмены, ученые, деятели культуры. Ведь надо объединить не просто территорию, министерства, заводы, но прежде всего людей. Не «пророссийских сепаратистов» и не «прорумынских националистов», а людей, составляющих единый народ Молдовы.
Как шаг навстречу друг другу можно было бы наладить научные мосты между Кишиневом и Тирасполем, где всегда существовали крепкие традиции исследовательской, научно-преподавательской деятельности. Например, Академия наук могла бы зарезервировать в своем составе квоту в 10–15 мест для уважаемых ученых из Приднестровья, создать в своей структуре управление по сотрудничеству с коллегами с левого берега Днестра. К сожалению, эта идея повисла в воздухе, в Кишиневе не торопятся наладить научный диалог с Тирасполем. А ведь ученые, как и люди из других сфер деятельности, могли бы внести свою лепту в восстановление доверия, без которого любые дипломатические форматы так и останутся стерильными упражнениями без практических результатов.