Фото Reuters
Белоруссия намерена и дальше развивать машиностроительную отрасль, заявил президент Александр Лукашенко, пообещал отрасли государственную поддержку и пригласил в нее инвесторов, в том числе российских.
«Сейчас специалисты работают над программой стратегии в машиностроении, – сообщил Александр Лукашенко, посещая в минувшую пятницу филиал холдинга «Амкодор» в Пинске Брестской области. «Скажу главное – нашему машиностроению быть, и не в урезанном виде», – заявил он. Он уверен, что белорусская продукция конкурентоспособна. «Уже нет разговора о том, что мы не можем конкурировать с Германией, Швецией или Францией. Умеем делать не хуже их», – убежден Лукашенко.
Заявление президента Белоруссии стало ответом на полемику, идущую в среде белорусской экономической общественности по поводу судьбы местных промышленных гигантов. Она продолжается весь постсоветский период, то ослабевая, то обостряясь. «Очень много было в свое время разговоров, что не нужны нам эти гиганты МТЗ, МАЗ, БелАЗ, «Амкодор». Все это мы можем купить, надо заниматься другими вопросами, надо продать, надо отдать, надо закрыть», – вспомнил Александр Лукашенко.
Нынешнее возобновление дискуссии по этому поводу связано с катастрофическим падением продаж и объемов производства этой отрасли. Сориентированная на 98% на российский рынок, она «просела» сразу же в ответ на снижение там спроса. Такие сложности возникали и раньше, но тогда у государства были деньги для поддержания этих предприятий. Сейчас ситуация иная – правительство уже заявило о готовящемся сокращении расходов бюджета примерно на 7% по причине недостаточности доходов.
В этой ситуации эксперты, в том числе и государственные, снова заговорили о том, что промышленным гигантам, которые снова работают неполную рабочую неделю и накапливают склады, нужны реформы – одни из них должны быть сокращены, другие и вовсе ликвидированы. Более того, не так давно Александр Лукашенко, вероятно, с подачи реформаторов в его окружении, угрожал лишить их государственной поддержки, реформировать, а некоторые даже ликвидировать. Анонсированы документы, которые должны изменить условия выдачи господдержки только под эффективные проекты и новые контракты. Правда, их появление почему-то тормозится.
Судя по последним заявлениям белорусского президента, реформировать отрасль он передумал. «У нас и выхода другого нет. Что заменит машиностроительный комплекс? Надо развивать то, что умеем делать. Поэтому мы занялись машиностроением и полны решимости здесь добавить», – сказал глава государства. По словам Лукашенко, отрасль открыта и для сотрудничества с инвесторами – европейскими, китайскими, российскими. «Милости просим, мы их сюда приглашаем. Мы будем создавать белорусский продукт. Если они хотят вложить свои деньги, пожалуйста, вкладывайте, вместе будем работать. Получайте прибыль и, как говорят бизнесмены, отбивайте свои вложения», – сказал белорусский лидер.
Будучи на «Амкадоре», президент пообещал помочь этому предприятию. «Для того чтобы выйти из этой ситуации, не так много и надо – 35–40 млн долл., чтобы закрутить производство и выйти на тот уровень в конце года, который вы планируете. Попробуем вам помочь. Думаю, мы найдем такую возможность», – заявил Лукашенко.
Уже на следующий день президент Белоруссии подписал указ о предоставлении господдержки из бюджета другому предприятию машиностроения – холдингу «Автокомпоненты». Средства нужны на выплату задолженности перед банками по кредитам. В условиях отсутствия средств в бюджете Минфин должен занять эти деньги на внутреннем рынке путем выпуска и продажи государственных облигаций на сумму 39,6 млн долл. и продать их банкам. Причем тем же банкам, которым должны предприятия холдинга «Автокомпоненты».
Экономические аналитики с горечью констатировали, что в такой ситуации дальнейшей стагнации экономике не избежать. Сказанное Лукашенко означает, что никаких структурных реформ в Белоруссии не будет, страна продолжит консервировать проблемы в виде доставшегося ей в наследство от СССР промышленного комплекса. Белорусский президент не может принять мысль, что вернуть ему эффективность без серьезного реформирования, в том числе налаживания сотрудничества с международными компаниями, удерживающими этот рынок, невозможно.
В то же время недавно опубликованные данные об итогах деятельности предприятий говорят о неэффективности государственных вложений в госпредприятия. МАЗ, например, лидер по размерам убытков. При этом ему в 2015 году государство помогло примерно на 50 млн долл. Более 150 млн долл. государство выделило МТЗ через те же облигации. Причем речь не идет о вложениях в некие новые проекты, способные приносить прибыль, а всего лишь поддержании текущей деятельности. Такая же или даже хуже ситуация на Гомсельмаше, который занимает вторую позицию по размерам убытков. В пятерке самых убыточных и МТЗ.
Как уже ранее писала «НГ», нет надежды и на приход инвесторов – условия, которые выставляют белорусские власти при продаже (большие инвестиционные вложения, но сохранение контроля и директивной системы управления), для них неприемлемы. Попытка российских инвесторов объединиться с МАЗом, проработка покупки Минского завода колесных тягачей и др., которые так ни к чему и не привели, – яркая тому иллюстрация.
Минск