Пока политики спорят, мирное население живет в ужасах войны. Фото Reuters
Ситуация в Донбассе резко обострилась. Огонь ведется практически по всей линии разграничения. Это происходит на фоне обнародованных президентами РФ и Украины условий мирного урегулирования конфликта. У президентов РФ и Украины Владимира Путина и Петра Порошенко разное видение путей к миру в Донбассе.
Своеобразный заочный диалог начал российский президент. Он считает, что бои не прекратятся, пока Украина не завершит конституционную реформу в части децентрализации власти, не согласует вопрос проведения местных выборов в ДНР и ЛНР, а также не объявит амнистию защитникам республик. «И нельзя откладывать эти решения под предлогом того, что в зоне безопасности, в зоне разграничения кто-то в кого-то стреляет.
Если нет желания проводить политические преобразования, то всегда найдется тот, кто стрельнет, и тот, кто ответит. И так будет бесконечно происходить до тех пор, пока не будут приняты решения политического характера», – процитировало Владимира Путина РИА Новости.
Эти слова подвели черту под долгими спорами о последовательности действий: выполнять ли политические пункты Минских соглашений только после демилитаризации региона, как требует Киев, или решать политические и военные вопросы параллельно и постепенно, на чем настаивают Донецк и Луганск.
В ЕС рассматривают гибридный вариант, предполагающий проведение местных выборов на территории, контролируемой ДНР и ЛНР, до полного отвода войск. Некоторые европейские лидеры считают достаточным условием для старта предвыборной кампании прекращение огня и установление контроля ОБСЕ над находящимися в регионе вооружениями и военными складами.
Собравшиеся на днях в Японии лидеры G7 все же потребовали от РФ вывода войск в рамках выполнения Минских соглашений. Хотя Запад официально не признавал Россию стороной конфликта. Замглавы МИД РФ Сергей Рябков, выступая в Совете Федерации, выразил удивление позицией «большой семерки». По сообщению агентства УНИАН, он заявил: «Ситуация парадоксальная. Она в значительной мере абсурдна, поскольку условием отмены санкций называют выполнение Россией Минских соглашений… По этому поводу необходимо подчеркнуть, что требования о выводе так называемых иностранных войск из Донбасса не имеют никакого отношения к реальности, потому что никаких иностранных войск на территории Донбасса по определению нет».
Кроме того, Рябков отверг требование об украинском контроле над границей с РФ по линии Донецкой и Луганской областей: «Требование второе, которое к нам предъявляют в части восстановления контроля Киевом за всеми участками границы с Россией, записано в Минские соглашения как заключительный этап их выполнения. То есть в очередной раз «Группа семи» и ее лидеры ставят телегу впереди лошади и игнорируют очевидные вещи, которые нужно адресовать украинским властям, потому что именно они не выполняют Минские соглашения».
Представитель МИД РФ фактически сказал то же, что и глава государства: Украина должна выполнить свою часть политических обязательств, предоставив Донбассу особый статус с широкими полномочиями, после чего ситуация будет урегулирована и в военной сфере.
В Киеве решили поспорить с этим утверждением. Петр Порошенко, вчера выступая по случаю Дня пограничнка, назвал условия, при которых возможны выборы на Донбассе: «Только по украинскому законодательству, с международными наблюдателями, при участии украинских партий, кандидатов, при жестких мерах безопасности, при которых мы защитим каждого, кто участвует в кампании, и кто идет голосовать. С допуском украинских средств агитации, СМИ - мы проведем выборы, которые соответствуют международным стандартам ОБСЕ. Никакого другого сценария не будет, я это подчеркиваю».
Порошенко возмутился словами о том, что без политических договоренностей всегда найдется кто-то, кто начнет стрелять: «Он говорит: как же это их остановить, когда они открывают огонь? Очень просто. Огонь открывают солдаты российской регулярной армии и их наемники, которые действуют стопроцентно по команде российских командиров… Обстреливают из российского оружия, российских пушек, танков».
Исходя из такого представления, Порошенко настаивает, что «восстановление украинского контроля над неконтролируемым участком украино-российской границы является ключевым в выполнении Минских договоренностей». Украинская власть считает, что мандат на контроль над границей должна еще до выборов в Донбассе получить полицейская миссия ОБСЕ.
Но вопросы о формировании такой миссии, ее составе, полномочиях, пунктах размещения остаются спорными. В Украине звучит много опасений, что под видом полицейских ОБСЕ в регион официально зайдут военнослужащие РФ и государств – союзников России. Политолог Георгий Кухалейшвили в издании «Главком» допустил: «Кремль согласится на осуществление миссии (ОБСЕ. – «НГ») только при условии, что ее основной состав будет комплектоваться из представителей РФ и ее партнеров. Россия является членом ОБСЕ, поэтому ей ничто не мешает принимать участие в любых мероприятиях этой организации. К тому же так Россия в глазах западного истеблишмента может поменять имидж страны-агрессора на реноме государства-миротворца». Но такой состав полицейской миссии ОБСЕ, по мнению политолога, приведет не к мирному урегулированию на основе волеизъявления жителей Донбасса, а к формальной легализации нынешнего руководства ДНР и ЛНР.
Директор военных программ Центра Разумкова Николай Сунгуровский сказал изданию «Обозреватель», чем блиц-выборы опасны для Украины. По его мнению, пройдя этап формальной легализации, руководство ДНР и ЛНР может обратиться к России за военной помощью. В таком случае война выйдет на новый уровень.
Эксперты отмечают, что те политические шаги, о которых заявил Путин, могут обострить ситуацию внутри украинского общества. Попытки команды Порошенко в прошлом году провести конституционную реформу в части децентрализации власти провалились. Был представлен самый мягкий из возможных вариант документа, в котором одной строкой упоминалось об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донбасса. Указывалось, что полномочия местной власти должны быть утверждены в рамках отдельного закона. Такие формулировки не устроили ни лидеров ДНР и ЛНР, ни украинских радикалов. После кровопролития у здания Верховной рады 31 августа 2015 года окончательное утверждение конституционного раздела до сих пор откладывается. Из-за этой проблемы правящая коалиция в украинском парламенте была разрушена.
За последние полгода Запад изменил свои требования к Киеву: неофициально было решено отложить проблему, которую невозможно решить сейчас. Украинской стороне предложили провести в Донбассе выборы, по итогам которых сесть за стол переговоров с новым легитимным руководством региона, чтобы согласовать проведение конституционной реформы.
На сегодня камнем преткновения стали условия, позволяющие провести выборы в Донбассе. В ДНР и ЛНР исходят из того, что сама избирательная кампания позволит республикам «завершить процесс государственного строительства». В Киеве, напротив, стремятся демонтировать систему ДНР и ЛНР. Слова представителей РФ о том, что украинский подход не позволяет разрешить конфликт, команда Порошенко истолковывает как угрозу.
Секретарь Совета нацбезопасности и обороны (СНБО) Украины Александр Турчинов в ответ на заявление Путина сказал: «Взяв на себя ответственность за нарушение режима прекращения огня и за нарушение Минских соглашений, Путин публично пригрозил Украине продолжением военных провокаций, пока не будет реализован московский сценарий расчленения Украины». Он сделал вывод: «Мы должны обеспечить необходимым оружием и ресурсами нашу армию».
Киев