Бакинский морской порт может стать свободной торговой зоной. Фото Артема Гордеева/ТАСС
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) готов рассмотреть предложение Азербайджана о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) в Бакинском международном морском торговом порту (БММТП). Об этом заявил на пресс-конференции президент ЕБРР Сума Чакрабарти.
По его словам, столько времени необходимо банку для изучения экономической выгоды финансирования этого проекта.
Делегация ЕБРР во главе с руководителем банка прибыла в Баку неделю назад, и за это время успела провести ряд встреч и переговоров, была принята президентом Ильхамом Алиевым, который выразил уверенность в том, что многолетнее сотрудничество между Азербайджаном и Европейским банком реконструкции и развития и впредь будет успешно продолжаться. При этом президент Алиев особо подчеркнул, что Азербайджан заинтересован в продолжении взаимодействия с ЕБРР. По его словам, сотрудничество с банком внесло свой вклад в реализацию различных проектов в Азербайджанской Республике.
Только за последние два года Европейский банк реконструкции и развития вложил в экономику Азербайджана 270 млн долл. Если в первые годы сотрудничества инвестиции в основном вкладывались в нефтегазовую отрасль, то в дальнейшем приоритетным направлением стало финансирование проектов частного сектора.
По словам Сума Чакрабарти, ЕБРР, конечно, проявляет интерес к энергетическим проектам Азербайджана. В частности, банк уже участвует в проекте «Шах Дениз» и готов выделить 1,5 млрд долл. на строительство Трансадриатического газопровода (TAP), с завершением которого станет возможен экспорт азербайджанского газа в Италию и далее в страны Центральной Европы. Наряду с этим ЕБРР особое внимание уделяет развитию ненефтяного сектора Азербайджана. По словам Чакрабарти, восемь из девяти проектов, финансируемых Европейским банком реконструкции и развития, связаны именно с этим сектором. В целом же 70% от общего объема средств, инвестируемых банком в экономику республики, приходится на долю частного сектора.
По мнению местных экспертов, такое сотрудничество с банком вписывается в новую стратегию Азербайджана по диверсификации экономики, а именно уменьшению ее зависимости от нефти.
Сегодня власти страны уже реализуют проекты по развитию военно-промышленного комплекса, сельского хозяйства, прокладке новых транспортных коммуникаций, освоению космических систем связи, вводу в эксплуатацию новых промышленных предприятий. В сфере транспортных перевозок особое место отводится проекту создания зоны свободной торговли в Бакинском международном морском торговом порту (БММТП). По словам генерального директора БММТП Талеха Зиядова, с приобретением статуса свободной экономической зоны в проект за несколько лет можно будет привлечь до 1 млрд долл. иностранных инвестиций. Идея заключается в том, чтобы создать вокруг нового порта в Аляте, в 70 км южнее Баку, не только транзитное, но и экономическое оживление.
Следует отметить, что Алят – крупный транспортный узел, откуда расходятся железные и автомобильные дороги Азербайджана в направлениях Север–Юг и Запад–Восток. Здесь же возводятся новые промышленные гиганты, в том числе и нефтеперерабатывающие. Как сообщили «НГ» в правительстве, до конца года в Аляте будет построен новый Ro-Ro терминал, который сможет переваливать и большегрузные грузовики, въезд которых сегодня в черту города создает серьезные проблемы. Первая фаза строительства БММТП будет завершена до конца 2017 года. Это даст возможность порту принимать до 10–11 млн т грузов и обрабатывать до 50 тыс. контейнеров ежегодно, что позволит говорить о настоящем транспортном коридоре. А с реализацией второго этапа проекта, предусматривающего строительство трех грузовых причалов, мощность порта достигнет 17 млн т грузов и 150 тыс. контейнеров.
Баку