Президент Узбекистана Ислам Каримов поддерживает развитие связей с Европой. Фото Reuters |
Евросоюз заинтересовался энергетическим потенциалом Узбекистана. Ташкент получил предложение участвовать в совместных с ЕС проектах. Финансировать их при достижении согласия сторонами может Европейский инвестиционный банк. Обо всем этом на состоявшейся в Ташкенте конференции «Нефть и газ Узбекистана 2016» сообщил еврокомиссар по энергетике Марош Шефчович. Эксперты считают, что ЕС стремится к сохранению своих геополитических позиций в Центральной Азии.
«Финансовые возможности Евросоюза могут обеспечить необходимое финансирование для конкретных проектов в сфере устойчивой энергетической политики», – заявил Марош Шефчович. По его словам, у ЕС есть средства, которые «могут обеспечить столь необходимое финансирование для запуска конкретных проектов, направленных на реализацию устойчивой энергетической политики». В частности, вице-президент Еврокомиссии обратил внимание на возможности Европейского инвестиционного банка, опыт которого «доступен для разработки устойчивых энергетических проектов инвестиций в Узбекистане». Шефчович также предложил Узбекистану подключиться к программе «Возможности инвестиционной поддержки в Центральной Азии» (IFCA), которая позволяет привлекать гранты и техническую помощь для реализации энергетических проектов.
Впрочем, в Ташкенте уже давно ожидают конкретных предложений от Евросоюза. Поскольку еще в 2011 году ЕС подписал с правительством Узбекистана меморандум о сотрудничестве в сфере энергетики. Документ предусматривает участие европейских компаний в модернизации отраслей топливно-энергетического комплекса, внедрении энергосберегающих технологий и развитии транспортно-коммуникационных и транзитных коридоров между регионами.
Поэтому нынешнее предложение Брюсселя вовсе не спонтанное. «В рамках разрабатываемой стратегии ЕС–ЦА предпочтение отдается индивидуальному сотрудничеству с каждой из стран региона», – сказал «НГ» эксперт по постсоветскому пространству из Германии доктор Ашот Манучарян. По словам эксперта, политика Евросоюза всегда пунктуально нацелена на определенные проекты. Цель этих проектов – стабилизация определенной сферы экономики каждой из стран. «В данном случае рассматривается win-win ситуация, когда обе стороны – и ЕС, и Узбекистан – получают выгоду от реализации проекта. Тем более что это не частное капиталовложение, а инвестирование в инфраструктуру Узбекистана. В данном случае Узбекистан надо рассматривать как самую крупную по количеству населения страну Центральной Азии. Поэтому здесь работает фактор внешнеэкономической политики ЕС: стабилизация экономики приводит к политической стабилизации в стране или по крайней мере не доводит до каких-то кризисов», – сказал Манучарян.
Заведующая сектором Центра постсоветских исследований Института экономики РАН Елена Кузьмина сказала «НГ», что данное предложение нужно рассматривать в рамках сокращения европейского внимания на Узбекистан, особенно после закрытия военной базы в Термезе, на которой дислоцировались ВВС Германии. «ЕС стремится в рамках стратегии по Центральной Азии расширить свои экономические и политические возможности в регионе», – считает Елена Кузьмина. По мнению эксперта, речь может идти о проектах в сфере возобновляемых источников энергии, электроэнергетике или любых других в сфере ТЭКа, кроме добычи и транспортировки нефти и газа, поскольку до сих пор весь газ, идущий из Узбекистана в направлении Европы, скупается Россией, а в восточном направлении – Китаем. По ее мнению, ЕС могла бы заинтересовать разведка новых месторождений, которые европейские компании начали бы разрабатывать впоследствии. Но здесь есть два важных момента. «Во-первых, узбекский энергорынок поделен между региональными игроками. Во-вторых, продукцию нужно вывозить. Как это делать, когда Россия находится под европейскими санкциями? Трубопроводы же из Узбекистана идут только в двух направлениях – российском и китайском», – сказала Елена Кузьмина. Также сомнительным выглядит сотрудничество и в сфере переработки нефтегазовой продукции. «В Узбекистане есть несколько заводов, которые даже, по официальным данным, недозагружены на 70–80%, – это и Бухарский газоперерабатывающий завод, и новый Устюртский газохимический комплекс. Строить еще одно дорогостоящее предприятие не имеет смысла», – сказала Кузьмина. По ее мнению, с учетом всех обстоятельств заявление Шефчовича на данном этапе больше походит на политическое, так как не имеет практического обоснования.
Хотя есть положительный пример сотрудничества ЕС с Узбекистаном в других сферах. К примеру, в образовании, здравоохранении, усилении границ. А с нынешнего года и в сельском хозяйстве. Начиная с 2007 года, с момента разработки стратегии ЕС для Центральной Азии, Узбекистан получил 70,6 млн евро, еще 168 млн евро будет выделено до 2020 года.