Фото Reuters
Правительство Азербайджана приняло решение об отводе земель под строительство железной дороги, проходящей через Астаринский район, до границы с Ираном. Строительство пути протяженностью 8,5 км будет осуществляться в рамках проекта «Международный транспортный коридор «Север–Юг (СЮ)».
Как заявил «НГ» источник в кабинете министров Азербайджана, под строительство дороги отводится 50,44 га земли, большая часть которых (41,3 га) находится в частной собственности.
Данный проект зародился в конце прошлого столетия. Но реальные очертания он приобрел в 2005 году, когда между Азербайджаном, Ираном и Россией было подписано соглашение, предусматривающее строительство сегментов железной дороги на иранской территории протяженностью 375 км и азербайджанской – 8,5 км. А также строительство моста над рекой Астарачай на азербайджанско-иранской границе.
Но даже после этого стороны никак не могли приступить к реализации намеченных планов. И только падение цен на нефть заставило Баку и Тегеран срочно реанимировать проект СЮ.
В феврале 2016 года в ходе официального визита президента Ильхама Алиева в Иран Баку и Тегеран объявили о намерении к концу года завершить процесс объединения железных дорог двух стран. В апреле текущего года на границе состоялась церемония закладки моста над приграничной рекой Астарачай.
По словам министра экономики Азербайджана Шахина Мустафаева, мост будет сдан в эксплуатацию к концу 2016 года, что позволит завершить работы по соединению железных дорог двух стран. Расходы на строительство моста будут нести обе стороны в равных долях.
Следует заметить, что проект «Север–Юг» имеет важное значение для дальнейшего развития экономических и торговых связей между Россией, Азербайджаном и Ираном. В первую очередь он позволит значительно расширить сотрудничество трех стран в области перевозок.
По словам председателя ЗАО «Азербайджанские железные дороги» (АЖД) Джавида Гурбанова, проект «Север–Юг» соединит Персидский залив с Малаккским проливом посредством мультимодальной транспортной системы, а также обеспечит связь с Санкт-Петербургом и Хельсинки по старой железной дороге, построенной еще в советские времена.
«Согласно имеющимся данным, товарооборот между Индией и Европой составляет порядка 5 млн т грузов, а между Россией и Ираном – около 7–9 млн т. Азербайджан сможет подключиться к этому торговому потоку», – заявил в интервью журналу Business Year Джавид Гурбанов. При этом он уточнил, что в первые годы эксплуатации нового железнодорожного маршрута Баку планирует транспортировать от 2 до 5 млн т груза, впоследствии повысив объем до 20 млн т.
Это, разумеется, потребует значительных реноваций и современных технических решений.
«Если нам удастся транспортировать от 2 до 5 млн т грузов в год, это принесет порядка 50–70 млн долл. дохода и создаст 2–3 тыс. новых рабочих мест», – сказал руководитель «Азербайджанских железных дорог». Однако планы ЗАО АЖД на этом не исчерпываются. Большую надежду ЗАО уделяет другому, не менее важному проекту Баку–Тбилиси–Карс.
По словам Джавида Гурбанова, в рамках этого проекта создается транспортный коридор, который соединит Восток и Запад. Этот путь начинается в Китае, проходит через Казахстан, Каспийское море, Азербайджан, Грузию, Турцию, порты Украины, Болгарии и идет дальше вдоль Дуная.
На первом этапе по этой железной дороге планируется транспортировать 5 млн т грузов, а в будущем увеличить пропускную способность до 17 млн т. Грузинская часть проекта будет завершена к концу 2016 года. После этого останется достроить только турецкую часть железной дороги. «С появлением нового транспортного коридора между Европой и Мумбаи в скором времени мы сможем доставлять товар по этому маршруту в срок не более 14 дней», – утверждает Гурбанов.
Баку