Бывшие соратники считают Петра Порошенко «больше бизнесменом, нежели политиком». Фото Reuters
Сегодня на майдане Независимости в Киеве запланирован марш противников проведения местных выборов в Донбассе. Его инициаторы заявили, что политическое урегулирование конфликта возможно только после решения вопросов, связанных с безопасностью и восстановлением украинской юрисдикции над всей территорией Донецкой и Луганской областей. Другие сценарии, диктуемые из ДНР, ЛНР, России и поддерживаемые Западом, вызывают протест среди радикально настроенных украинцев.
Снова выйти на майдан граждан Украины призвали бывшие участники боевых действий из добровольческих батальонов, среди которых – депутат Верховной рады, возглавлявший ранее полк «Азов», Андрей Билецкий; известные украинские рок-музыканты и писатели. Они записали видеообращение, в котором говорится, что блиц-выборы в Донбассе приведут к окончательной потере Украиной контроля над частью территории и к легализации тех, кого ранее Верховная рада признала террористами и сепаратистами. «По нашим улицам будут спокойно ходить те, кто убивал наших детей и друзей, – сказано в обращении. – Мы должны выдвинуть свои требования в отношении выборов в Донбассе. Приди и требуй!»
Накануне эксперты высказали сомнение, что акция соберет значительное количество людей, поскольку в украинском обществе нет единства по вопросам, связанным с урегулированием конфликта. Люди хотят прекращения войны, но не любой ценой. В частности, легализация нынешней системы ДНР и ЛНР, предоставление региону особого статуса и возобновление финансирования этой части Донбасса из украинского госбюджета не поддерживаются значительной частью граждан. Примерно треть, по соцопросам, выступает за силовой сценарий, четверть – за то, чтобы отделить от Украины неподконтрольную часть территории.
Политики объясняют, что ни то, ни другое невозможно. Страна не готова отказаться от части Донбасса и не может восстановить свою юрисдикцию военным путем. В Киеве исходят из того, что Минские соглашения нацелены на постепенный демонтаж самопровозглашенных республик. В то же время ДНР и ЛНР совершенно иначе читают соглашения: в Донецке и Луганске убеждены, что мирное урегулирование означает сохранение и постепенное признание Киевом особого автономного статуса республик.
Политолог Владимир Фесенко сказал «НГ», что проблемой является размытость формулировок Минских соглашений. «В свое время украинская сторона на переговорах исходила из того, что в результате их выполнения Украина вернет контроль над своей территорией и границей с РФ. Но, к сожалению, в документах не была подробно и ясно прописана процедура демонтажа ДНР и ЛНР. На этом спекулируют их лидеры», – сказал он.
По этой причине минские переговоры зашли в тупик. На этой неделе представители контактной группы в очередной раз обменялись требованиями относительно проведения местных выборов. Украина в целом придерживается заявленной ранее линии: вначале прекращение боевых действий, отвод войск, вооружений, военной техники (сейчас рассматривается вариант отвода на спецбазы под контролем полицейской миссии ОБСЕ), затем избрание местных органов власти. И только после этого – вступление в силу принятого еще в 2014 году закона «Об особом порядке самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». То есть политическое урегулирование, по мнению Киева, должно стать следствием прекращения военного конфликта.
Представитель РФ в минской контактной группе Борис Грызлов считает, что ультиматум относительно изложенной украинской стороной последовательности не позволит прекратить бои в Донбассе. «К сожалению, обстрелы вновь возобновились. Это наглядная демонстрация того факта, что без политического урегулирования любое решение в сфере безопасности является временным и недолговечным. Людям же, оказавшимся по обе стороны линии соприкосновения, равно как и Европе в целом, необходим прочный мир», – сказал он по итогам очередной встречи в Минске.
По мнению Грызлова, Минские соглашения предполагают взаимосвязанное решение политических вопросов и проблем с обеспечением безопасности в регионе: «Совершенно очевидно, в частности, что голосование немыслимо проводить без проведения амнистии. Требуется также решить вопрос с постоянным особым статусом соответствующих территорий. Ведь избиратели вправе знать, за что именно они голосуют, им нельзя кота в мешке подсовывать. Наконец, в Минских соглашениях прямо говорится о проведении конституционной реформы в Украине со вступлением в силу новой Конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию».
В Донецке и Луганске ставят вопрос еще жестче: не одновременное решение политических и военных проблем, а вначале политическое урегулирование и как его следствие – разрешение военного конфликта. В частности, представитель ДНР на минских переговорах Денис Пушилин говорил: «Именно политический аспект способен ускорить решение экономических, гуманитарных и, главное, военных пунктов». Он пояснил: «Логика остается абсолютно понятной: должен быть запущен в действие закон об особом статусе (особый статус ДНР и ЛНР необходимо закрепить в Конституции), следует реализовать пункт о недопущении преследования лиц, причастных к конфликту в Донбассе (а это и закон об амнистии, и закон о помиловании, и, возможно, ряд других актов и постановлений); после этого необходимо провести выборы – по согласованному в Минске закону».
В среду на заседании контактной группы разгорелось противостояние по поводу пунктов, которые в Минских соглашениях значатся раньше пункта о проведении местных выборов. Украинская сторона традиционно внесла на обсуждение вопрос об обмене пленными и заложниками, включая арестованного в ДНР в апреле сотрудника миссии ООН. Представитель Украины в гуманитарной подгруппе, первый зампредседателя Верховной рады Ирина Геращенко сообщила в соцсети итоги обсуждения: «Боевики уже не скрывают, что освобождение (украинцев. – «НГ») может состояться только после амнистии (защитников ДНР и ЛНР. – «НГ»). Следовательно, незаконно удерживаемые украинцы стали настоящими заложниками. Боевики удерживают их, выторговывая свое будущее. Чистый шантаж!» Она повторила тезис Киева об условиях амнистии: «Ни в одной стране амнистия во время боевых действий не проводится – только после установления устойчивого режима тишины. И проводиться она должна украинскими органами власти и правосудия, которые пока не работают на оккупированных территориях».
В ДНР и ЛНР считают, что амнистия должна проводиться сейчас, чтобы защитники республик смогли принять участие в местных выборах. В Донецке и Луганске откровенно не понимают, о каких органах власти и правосудия говорит Киев, ведь руководство республик предполагает, что в рамках особого статуса в регионе будут сформированы собственные силовые структуры и суды, а отношения с Киевом во всех сферах будут строиться на основе отдельных договоров.
Глава ДНР Александр Захарченко, комментируя итоги встречи в Минске, сказал, что Киев имитирует выполнение соглашений, а на самом деле «пытается заниматься политическим мошенничеством». Он считает несостоятельными требования Киева провести выборы в Донбассе по украинскому сценарию, без учета интересов республик. Такая позиция, по мнению Захарченко, «вызывает все большее раздражение даже на Западе».
Западные лидеры действительно убеждают Киев пойти на уступки. Исполнительный директор Центра общественных отношений Евгений Магда сказал «Газете по-украински»: «Запад опасается эскалации… Поэтому европейские страны требуют хоть какого-нибудь мирного процесса, пусть даже и за счет интересов Украины. Они защищают собственные интересы. И до тех пор, пока Украина будет демонстрировать свою слабость, давление Запада будет усиливаться».
Эксперты в Киеве говорят о том, что проведение выборов в Донбассе до завершения вооруженного конфликта и до восстановления украинской юрисдикции приведет к появлению анклава, который будет неподконтролен Киеву, но потребует огромных финансовых вливаний. «Нормы, заложенные в Минских соглашениях, действительно предусматривают некий особый статус этих территорий. Там будут созданы особенные органы местного самоуправления – фактически самодержавная власть. Создадут альтернативную вертикаль государственной власти с собственной системой судов, правоохранительных органов и собственными военизированными структурами. То есть выполнение этих соглашений превратит Украину в конфедерацию», – сказал украинским СМИ политолог Петр Олещук.
Бывшие участники боевых действий и радикалы выступают против такого сценария. Они обвиняют украинскую власть в неоправданных уступках. Больше всего претензий к президенту Петру Порошенко, которого все чаще публично называют «бизнесменом, а не политиком». Один из инициаторов сегодняшнего марша на майдане Независимости Андрей Билецкий ранее заявил, что для нынешней власти единство страны вряд ли важнее других проблем. По его мнению, она заинтересована в том, чтобы заморозить ситуацию в нынешнем состоянии: «Так надеются продержаться подольше. В случае чего можно обвинить любого оппозиционера, запретить любую оппозиционную деятельность». Обо всем этом сегодня активисты собираются заявить на майдане Независимости.
Киев