После встречи президентов в Вене напряженность на линии соприкосновения несколько снизилась. Фото Reuters
Итоги венской встречи президентов Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна в целом положительно оценены в Баку. Здесь все понимали, что сразу после апрельских боев на первой же встрече ожидать сколь-нибудь заметного продвижения вперед в вопросе урегулирования конфликта не придется. Поэтому готовность президентов продолжить переговорный процесс и следующий раунд провести в июне с целью выхода на всеобъемлющее решение было оценено должным образом.
Первый официальный комментарий по достигнутым соглашениям прозвучал из уст министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова. «Я согласен с оценкой главы МИД России Сергея Лаврова, что проведенные накануне переговоры по нагорно-карабахскому конфликту создают хорошие возможности для начала субстантивных переговоров на основе известного поэтапного подхода», – заявил он журналистам, добавив, что «эти переговоры должны начаться как можно скорее, и на них должны быть достигнуты основательные результаты, которые давно ожидаются жителями региона и международным сообществом».
Однако на фоне официальных заявлений мнение политологов несколько разнится. Так, известный политолог Зардушт Ализаде отметил, что он «ничего конкретно позитивного от дальнейших переговоров не ожидает». «Цель армянской стороны понятна – заморозить конфликт и оставить суть проблемы неизменной. Такой же позиции придерживается и Россия», – заявил Ализаде Интерфаксу, комментируя итоги венской встречи. В крайнем случае, по словам политолога, Кремль готов изменить в определенной степени формат переговоров. Ализаде также назвал неискренними действия и других посредников карабахского урегулирования – Франции и США. «Они просто хотят получать выгоду от конфликта и получают ее», – заявил Ализаде, предположив, что по продолжительности армяно-азербайджанский конфликт может повторить арабо-израильский, который не решается уже около 70 лет.
Несколько иной позиции придерживается политический обозреватель Рауф Миркадыров, считающий, что венская встреча президентов Азербайджана и Армении не стала провалом или прорывом в переговорах по Карабаху: стороны остались на своих позициях. В интервью агентству «Туран» Миркадыров сказал, что «Армения накануне встречи настаивала на укреплении режима прекращения огня, внедрении механизмов расследования инцидентов, что и нашло отражение в совместном заявлении посредников по итогам встречи. «В то же время Еревану не удалось заручиться гарантиями о неприменении силы со стороны Азербайджана. И, судя по заявлениям Сергея Лаврова о готовности сторон к компромиссу и необходимости перехода к поэтапному урегулированию, посредники приняли позицию Азербайджана о необходимости начать предметные переговоры», – сказал политолог.
По его словам, «далее Азербайджан должен добиться установления временных рамок этой самой поэтапности. То есть переговоры не могут быть бессрочными и продолжаться еще 22 года». При этом Миркадыров считает, что если переговорный процесс вновь зайдет в тупик, то Азербайджану следует вынести вопрос на СБ ООН. Тем более что в последней резолюции СБ ООН содержался пункт о том, что Совет Безопасности в ближайшее время вернется к его рассмотрению. Между тем, пока идет переговорный процесс и политологи рассуждают о путях урегулирования конфликта, на линии соприкосновения армяно-азербайджанских войск продолжают погибать солдаты. Накануне Министерство обороны Азербайджана сообщило о фактах нарушения армянской стороной режима прекращения огня. В результате сразу после переговоров в Вене погиб военнослужащий Натик Намигоглу Тахирли.
* * *
Ереван и Степанакерт итоги встречи в Вене также в целом оценили позитивно. Президент Армении Серж Саргсян выразил надежду на то, что договоренности об укреплении мира будут реализованы, как и созданы механизмы расследования того или иного инцидента. Он подчеркнул: Ильхам Алиев заверил, что его страна и он лично не имеют цели достичь военными действиями решения какой-то одной проблемы. «Это хорошо, но внушает мало доверия, потому что подобные разговоры имели место неоднократно, а на деле вот уже несколько лет договоренности не соблюдаются», – подчеркнул Саргсян. При этом он напомнил, что война – не лучший метод решения проблемы: «Посмотрим, как будут развиваться события. Мы готовы к любому исходу».
Армянская сторона, как и азербайджанская, сообщила о том, что во время переговоров в Вене противник «в очередной раз интенсивно нарушал режим перемирия», в результате чего погиб 20-летний военнослужащий Хачатур Арутюнян.