Федерика Могерини была уверена в том, что встреча президентов Азербайджана и Армении состоится. Фото со страницы EEAS в Flickr
Президент Армении Серж Саргсян в понедельник отбыл в Вену на встречу с главой дипломатии ЕС Федерикой Могерини, госсекретарем США Джоном Керри, министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым, сопредседателями курирующей карабахский процесс Минской группы (МГ) ОБСЕ, а также другими официальными лицами, заинтересованными в стабильности на Южном Кавказе. Та же программа намечена и у президента Азербайджана Ильхама Алиева. Не исключалось, что в австрийской столице могут состояться переговоры Алиева и Саргсяна. На момент подписания номера в печать информации о месте пребывания азербайджанского лидера не было, но Могерини в Твиттере написала, что в понедельник вечером в Вене состоится встреча Алиева и Саргсяна.
Приглашение президентов враждующих государств в Вену после «четырехдневной войны» в начале апреля может в некотором смысле напоминать «вызов на ковер». Весь мир без устали повторяет о необходимости решить карабахский вопрос мирным путем, Ереван и Баку вроде не возражают, а на деле жесткие столкновения в прошлом месяце едва не похоронили окончательно и без того невысокие шансы на стабильный мир.
Президентам, конечно, есть что ответить на вопросы. Есть и встречные претензии. Армянская сторона, видящая решение проблемы в признании суверенитета Нагорно-Карабахской республики (НКР), недовольна тем, что мировое сообщество недостаточно строго расценило попытку Азербайджана развязать войну и попытаться решить вопрос силовым путем в свою пользу.
Азербайджанская сторона, в свою очередь, недовольна тем, что безрезультатные переговоры играют на руку Армении, а посредники фактически способствуют закреплению статус-кво. Баку требует усилить международное давление на Ереван, чтобы семь азербайджанских районов вокруг непризнанной НКР, которые армянские силы называют «поясом безопасности», были незамедлительно возвращены под юрисдикцию Баку.
В преддверии венской встречи в обеих столицах прозвучали заявления, которые демонстрируют настроения, царящие в противоположных лагерях. В Ереване парламент в понедельник проголосовал против включения в повестку заседания законопроекта о признании независимости НКР. До этого замглавы МИД Армении Шаварш Кочарян на заседании комиссии по внешним отношениям парламента заявил, что признание независимости НКР на данном этапе преждевременно. Как бы ни объясняли это решение официальные лица Армении, ясно, что в Ереване понимают: признание суверенитета НКР равносильно новой войне с Азербайджаном. Здесь продолжают надеяться на мирное урегулирование. В то же время, как отметил Кочарян, «разговоры о переговорах бессмысленны без принятия мер по жесткому соблюдению режима прекращения огня в зоне конфликта». «Необходимо стабильное перемирие, необходима реализация мер доверия. Эти основы не обеспечены», – подчеркнул Кочарян.
В Баку в тот же день прозвучало заявление иного характера. Министр обороны Закир Гасанов, вручая награды родственникам погибших в зоне конфликта, заявил: «Азербайджан будет добиваться восстановления территориальной целостности… армия отомстит за погибших в боях за территориальную целостность военнослужащих и освободит оккупированные земли».
В самом Нагорном Карабахе обстановка продолжает оставаться непростой. Стороны обвиняют друг друга в нарушении перемирия. Именно поэтому первоочередной задачей являются действия по поддержанию мира, считает пресс-секретарь президента НКР Давид Бабаян. Комментируя запланированные в Вене встречи, он отметил, что «они важны именно с точки зрения стабильности в регионе». «Мы давно говорим, и сопредседатели также заявляют о необходимости внедрения механизмов выяснения инцидентов. Это может потребовать дополнительные средства», – отметил Давид Бабаян. По его словам, речь может идти «об установлении по всей линии соприкосновения приборов, датчиков… использовании спутников для слежения за войсками». «Это долгий процесс, но без этого не приблизиться к решению более сложных вопросов, таких как границы и статус», – сказал Бабаян.
Депутат парламента Азербайджана, политолог Расим Мусабеков, комментируя возможные переговоры в Вене Алиева и Саргсяна, отметил, что не ожидает прорыва, но «важен сам факт того, что эта встреча состоится». По его словам, один из вопросов, который будет обсуждаться, – укрепление режима прекращения огня на линии соприкосновения. Он считает предложения армянской стороны об установлении технических средств контроля или появлении разделительных сил менее реалистичными, чем предложения сопредседателей МГ ОБСЕ. В частности, Мусабеков полагает, что с согласия Баку количество членов мониторинговой группы ОБСЕ, которых сегодня всего шесть человек, может быть увеличено ради более качественного выполнения обязанностей. Второй момент, по словам Мусабекова, заключается в переходе к переговорам на конкретные темы. «Азербайджан неоднократно требовал перехода к субстанциональным переговорам, то есть к началу переговоров, не связанных с принципами и с выступлениями с какими-то общими заявлениями, а к конкретным переговорам, которые могут иметь конкретную реализацию и в первую очередь будут предусматривать вывод Арменией своих вооруженных сил с территории Азербайджана», – сказал Мусабеков. По его мнению, при достижении согласия по этим двум вопросам «оно скорее всего будет оформлено в качестве заявления либо глав МИД стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ, либо самих сопредседателей МГ ОБСЕ».
И как раз тут начинаются непреодолимые сегодня противоречия. Армянская сторона не намерена передавать азербайджанской так называемый «пояс безопасности» по меньшей мере до получения твердой гарантии стабильного мира, а то и до признания суверенитета НКР. И по мнению военных экспертов, такая твердость объяснима, поскольку отказ от этого самого «пояса» открывает возможность практически беспрепятственного военного марша на непризнанную республику.
Напомним, что ситуация в зоне конфликта резко обострилась в ночь на 2 апреля, когда азербайджанские подразделения попытались прорвать передовую линию, занятую карабахскими силами. В боевых действиях, продолжавшихся до 5 апреля, применялись авиация и артиллерия. Соглашение о прекращении огня было достигнуто с помощью Москвы. Но стороны ежедневно обмениваются обвинениями в нарушениях перемирия.