Российские беспилотники могут понадобиться узбекской армии. Фото с официального сайта Министерства обороны РФ
Визит президента Узбекистана Ислама Каримова в Россию и темы, которые обсуждались в Кремле, показали, что Москва в стремлении укрепить свои позиции в Центральной Азии склонна сделать ставку на Ташкент. Собственный интерес и у Узбекистана – стране нужно российское оружие, в частности, беспилотные летательные аппараты. Об этом «НГ» стало известно от источника, близкого к переговорному процессу.
«Подписанные 10 лет назад договоры о стратегическом партнерстве и союзничестве между Узбекистаном и Россией остаются незыблемыми. Причем это без привязки к возвращению Узбекистана в ОДКБ или попытке склонить его к вступлению в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). И в Ташкенте, и в Москве понимают, что мы будем вместе. Это главный итог, о котором говорят в обеих столицах», – сказал «НГ» политолог Рафик Сайфулин. По его мнению, удобнее дело иметь с сильным и конкурентоспособным партнером, каковым является сейчас Узбекистан. Поэтому Россия, видимо, решила укрепить свои союзнические и партнерские отношения с Ташкентом как в экономическом, так и в политическом плане. Очевидно также, что остальные государства Центрально-Азиатского региона не рассматриваются Кремлем по тем или иным причинам в качестве надежных твердых союзников в той же степени, что Узбекистан.
«Безусловно, нельзя сбрасывать со счетов соседние по региону страны, но с Ташкентом надо выстраивать реальную серьезную политику», – отметил Сайфулин. По его словам, Узбекистан давно стал региональным лидером. Эксперт напомнил, что, к примеру, гражданская война в Таджикистане (1992–1997) была остановлена при посредничестве Ташкента и Москвы. Узбекистан усиленно работал, чтобы не допустить разрастания таджикского конфликта в регионе. Именно на Узбекистан в своей внешней политике опирается Туркменистан. В Ташкент за поддержкой на международной арене приезжал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. «Ислам Каримов понимает ответственность за ту важную роль, которую он играет в регионе», – сказал Сайфулин.
С учетом этого закономерно, что главными темами на переговорах в Кремле стали вопросы углубления политического и военно-технического сотрудничества. Как сказал «НГ» источник, близкий к переговорному процессу, Ислам Каримов в ходе беседы по вопросам модернизации армии затронул тему получения российских беспилотников. Сегодняшние вызовы угрожают безопасности не только Узбекистана, но и всей Центральной Азии, а если смотреть глубже – то и России. И речь не только об угрозах из Афганистана, считает Сайфулин, а «надо быть готовыми к любому сценарию, к любой попытке дестабилизации без явного сегодня источника». Не зря Путин и Каримов обсуждали вопросы создания широкой коалиции против терроризма и экстремизма.
Эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев заявил «НГ», что оптимистический взгляд на итоги визита Ислама Каримова в Москву позволяет предположить, что и в двусторонних отношениях, и в региональной политике российского руководства реальные интересы все-таки превалируют над иными. Невозможно долго игнорировать то, что Узбекистан – это половина суммарного регионального рынка, это сосредоточие всех коммуникаций, это ключевая страна с точки зрения сохранения в регионе стабильности и обеспечения безопасности для России. В отличие от «формальных союзников» – Таджикистана и Киргизии, Узбекистан – страна, сохранившая государственные институты и выполняющая свои обязательства. Со вторым региональным тяжеловесом – Казахстаном у Узбекистана вполне партнерские отношения, эта пара составляет базис региона, без взаимодействия с которым придется иметь дело с распадающимися анклавами – в Прикаспии, в Памиро-Тяньшаньской части. Поэтому отношениям Москвы и Астаны российско-узбекистанское сближение никак не повредит.
«Судя по всему, в Москве сформировалось понимание того, что условности вроде участия или неучастия в многосторонних форматах – ОДКБ, ЕАЭС – не могут быть главными в определении союзников. Для Москвы нет смысла обсуждать общерегиональные проблемы с Душанбе или Бишкеком – они на решение проблемы все равно не влияют. В этом плане символична афганская тема переговоров в Москве, по которой некоторые заявления вообще можно считать прорывными: например, о нерешаемости афганского вопроса военными методами и необходимости включения «Талибана» в политический внутриафганский процесс. К прорывным можно отнести и признание президентом Каримовым роли и места Москвы как в афганской ситуации, так и в общерегиональной», – считает Князев. По его мнению, уровень двусторонних отношений весьма солидно показывают, к примеру, и цифры статистики в области инвестиций и товарооборота. ЛУКОЙЛ охотно инвестирует миллиарды в Узбекистан в то время, как никто не проявляет интереса к таджикскому «Рогуну», а теперь и к киргизской «Камбарате». Последующее развитие двусторонних отношений России и Узбекистана, сказал Князев, может стать вообще неким критерием эффективности российской политики в ближнем зарубежье, или даже адекватности собственным национальным интересам.